Большие планы Большого

Руководители главного музыкального театра страны рассказали о 241-м сезоне ГАБТа
Большие планы Большого

Большой театр, по традиции, раньше других театров и даже раньше обычного для себя в прошлые годы (до конца 240-го сезона оставались еще две премьеры: балета «Ундина» Х.В. Хенце и драматической симфонии «Осуждение Фауста» Г. Берлиоза) объявил новые планы.

Пресс-конференция состоялась 5 мая, на следующий день после грандиозного концерта, посвященного юбилею Геннадия Рождественского. Во встрече с журналистами приняли участие генеральный директор Большого театра Владимир Урин, музыкальный руководитель и главный дирижер Туган Сохиев, художественный руководитель балета Махар Вазиев.

Оперные страсти

241-й сезон откроется 10 сентября гастролями театра Ла Скала, которые проводятся в сотрудничестве с фестивалем «Черешневый лес». Итальянцы трижды покажут оперу «Симон Бокканегра» Дж. Верди, два раза пройдет «Реквием» Верди, а также концерт итальянской музыки.

Состоятся четыре оперных премьеры — «Манон Леско» Дж. Пуччини, «Билли Бадд» Б. Бриттена, «Идиот» М. Вайнберга и «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова, о которых рассказал Т. Сохиев:

«Я очень рад, что еще одна опера Пуччини возвращается на сцену Большого театра. У нас идет «Богема», шла раньше «Тоска». А «Манон Леско» всегда считался драматургически трудным спектаклем.

Следующая премьера — «Билли Бадд» Бриттена. Его оперы, я считаю, ставятся в Европе незаслуженно редко. Для нас это сложнейшая работа: только мужской состав, огромное количество солистов. Спектакль очень сложный для постановки, на английском языке. Мы уже начали работу:и хор Большого театра, и солисты — наши и приглашенные.

Третья премьера оперного сезона — «Идиот» Вайнберга. Композитора, творчество которого, на мой взгляд, было незаслуженно забыто, а сейчас переживает ренессанс в мире. Я исполнял его симфоническую музыку, и замечательно, что теперь и его оперные сочинения начинают возвращаться в европейские оперные театры. Этот проект достаточно ответственный для нас. Он проводится совместно с Екатеринбургским театром, который привезет к нам «Пассажирку». Сразу после премьеры «Идиота» мы проведем международную конференцию, посвященную Вайнбергу, его музыке, личности, творчеству, операм. Надеемся на участие большого числа гостей из Европы и США, знатоков музыки Вайнберга. Конференция будет проводиться совместно с Государственным институтом искусствознания и газетой «Музыкальное обозрение».

И в конце сезона — «Снегурочка». Это целиком российский проект, у нас в театре есть замечательные голоса для этой оперы».

В премьерных и репертуарных спектаклях примут участие звезды мировой оперы. Так, в премьере «Манон Леско» споют Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов. Дмитрий Хворостовский дебютирует в «Дон Карлосе», вместе с ним в спектакле примет участия Екатерина Губанова. В «Травиате» состоится дебют Ольги Перетятько.

По «гамбургскому счету»

В. Урин подтвердил, что есть конкретные договоренности на ближайшие 2–3 сезона с Алексеем Ратманским, Джоном Ноймайером и Кристофером Уилдоном о постановках их новых балетов. Ведутся переговоры о новой постановке с Дмитрием Черняковым.

По словам директора, театр договаривается с музыкальным каналом Mezzo о возможной прямой трансляции спектаклей из Большого театра. Канал заинтересовался проектами Большого театра, и есть надежда, что вскоре спектакли ГАБТ будут транслироваться live или в записи (сейчас обсуждаются конкретные названия).

В. Урин остановился на взаимоотношениях театра с критикой и прессой:

«У нас достаточно серьезный “гамбургский счет” по отношению к самим себе. После каждого спектакля мы друг с другом достаточно серьезно анализируем, что, как нам кажется, получилось или не получилось. Это наша профессия, наш профессиональный долг — мой как менеджера, а у Тугана Теймуразовича или Махара Хасановича — творческий.

Я уже не раз говорил, что делиться этим с прессой мы никогда не будем. Но поверьте мне: мы гораздо жестче и требовательнее, чем многие из вас, разбираем то, что происходит. Это ни в коем случае не умаляет всего того, чем вы занимаетесь, что вы говорите и делаете. Но у нас есть своя позиция по этому поводу. И очень часто наши с вами точки зрения расходятся.

Что касается отношения к театральной критике и к театральной журналистике: для меня это два разных понятия. Есть люди, которые занимаются театральной критикой, и есть люди, которые занимаются театральной журналистикой, причем делают это замечательно. Но многим из них кажется, что они — судьи в последней инстанции. Такая позиция лично меня не интересует. Если они не понимают, что находятся в точно таком же творческом процессе, как и мы — значит, они просто не понимают своего места.

Откройте ваши газеты и попробуйте на них взглянуть так, как мы смотрим на наши спектакли. Вы что, можете сказать про свои газеты, что в них все потрясающе? И что ни материал, то блеск? Да ничего подобного! Все проблемы, которые есть у нас в театре, есть и у вас. Все, что касается и театральной критики, и журналистики — это наш с вами общий процесс. И когда люди вместе с нами не просто ставят оценки (что многие из вас чаще всего делают), а рассуждают, анализируют, пытаются разобраться, что и как — тогда это становится для нас чрезвычайно важным и интересным. И мы бы хотели, конечно же, прежде всего, видеть рядом с нами именно таких коллег…

Я был свидетелем, как один критик присутствовал на премьерном спектакле и написал достаточно спокойную рецензию: с одной стороны, позитивную, с другой — не очень. Через полтора года, придя на спектакль как член жюри «Золотой Маски», он сказал: я не узнал спектакль! Так тоже бывает: спектакль только-только начинает рождаться, еще не устоялся, многое в нем еще не получилось; но проходит какое-то время — и вдруг становится неузнаваемым, поскольку он вырос, набрал высоту, стал совсем другим. И наоборот: премьера прошла блестяще, спектакль имеет колоссальную прессу и т.д. — и вдруг умирает…

Или такая ситуация, с которой мы не раз сталкивались: в прессе — блистательные оценки, а зрителя это не интересует, он голосует ногами и не идет на этот спектакль.

Все это является частью нашей жизни, мы все должны это понимать, оценивать, идти дальше, работать. У нас ведь каждый день идут спектакли на двух или трех площадках. И каждому спектаклю мы должны обеспечить должный уровень.

Знаете, как бывает во многих театрах? Премьера, первый состав, привезли солистов, пригласили столичных критиков, все замечательно. А приходишь на четвертый-пятый спектакль — невозможно смотреть, непонятно, кто стоит за пультом, кто поет или танцует. Чтобы этого не происходило, нужна колоссальная работа».

Широкая панорама сезона

Из других событий сезона следует выделить концертные исполнения «Орлеанской девы» Чайковского и оперы Россини «Путешествие в Реймс» к юбилею композитора. Пройдут юбилейные вечера Михаила Лавровского и Маквалы Касрашвили. Особыми концертами будут отмечены 90-летие Галины Вишневской и 80-летие Мариса Лиепы.

В новом сезоне запланированы концерты оркестра, хора и солистов оперы в «Филармонии-2». На сцене Бетховенского зала продолжат регулярно выступать артисты Молодежной оперной программы. Это будет концерты в рамках циклов, начатых в прошлом сезоне, и новых: «Антология русского классического романса», «Вечера немецкой камерной музыки» и др. Важными событиями станут выступления возрожденного Ансамбля скрипачей Большого театра, который даст несколько концертов в Бетховенском зале в цикле «Оркестр Большого театра в лицах», посвященном группам инструментов оркестра ГАБТ.

В начале сезона в Большом пройдут оперный конкурс «Competizione dell’opera» и фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку». Большой примет на своих двух сценах спектакли санкт-петербургского театра «Зазеркалье», Театра оперы и балета Республики Саха (Якутия) и Бурятского театра оперы и балета.

Опера и оркестр Большого театра отправятся на гастроли в Швейцарию, Францию и на фестиваль в финскую Савонлинну. Балетную труппу ждут трехнедельные гастроли в Японию, а также в Нью-Йорк. Продолжатся трансляции балетных спектаклей в кинотеатрах России и мира, а также на канале Большого театра Youtube.

В музейном и хоровом залах Исторической сцены и в фойе Новой сцены пройдут 7 выставок, посвященных корифеям Большого разных поколений: Ольге Лепешинской, Михаилу Лавровскому, Галине Вишневской, Юрию Григоровичу, Марису Лиепе, Зурабу Соткилаве, Маквале Касрашвили, а также выставка к премьере оперы Римского-Корсакова «Снегурочка».