Рустем Сулейманов: «Ситуация в культурной сфере республики Башкирия катастрофическая!»

Рустем Сулейманов: «Ситуация в культурной сфере республики Башкирия катастрофическая!»
Рустем Сулейманов во время одиночной акции-концерта против политики Министерства культуры Башкортостана.

«Ситуация в культурной сфере республики катастрофическая, а кадровая политика ведомства не поддается никакой логике и направлена на выдавливание талантливой молодежи», — считает бывший дирижер Национального симфонического оркестра Башкирии Рустэм Сулейманов. Музыкант заявил журналистам, что  вместе с коллегами намерен добиваться понижения статуса министерства до уровня департамента.

Таланты бегут

Как рассказал Рустэм Сулейманов на пресс-завтраке, главные проблемы ведомства — чрезмерная закрытость, отсутствие внятной кадровой политики, дискредитация системы распределения грантов, бессмысленная оптимизация учреждений культуры.

— Особенно это касается оперного театра, где за несколько лет сменилось несколько директоров, — говорит Р.Сулейманов. — Коллективу даже  не объясняют, чем та или иная персона не устраивает минкульт. В результате за последние годы республику покинули все способные аспиранты академии. Конкурс им. Н. Сабитова не проводится уже пятый год, то же с конкурсом Лейлы Исмагиловой и Международным фестивалем симфонической и хоровой музыки, отмененными без объяснения причин.

Подобное отношение к деятелям культуры дирижер проиллюстрировал на собственном примере: обладатель диплома УГИИ, прошедший стажировку в Санкт-Петербургской консерватории, создатель камерного оркестра «Башкирия», лауреат нескольких музыкальных конкурсов, обладатель ряда премий, в настоящее время отстранен от всех должностей и занят сольной карьерой.

Гранты и оптимизация

— Самый острый вопрос – гранты, — считает Р.Сулейманов. — Система превратилась в кормушку для приближенных. Комиссия по распределению состоит большей частью из самих гранполучателей. Реальный «выхлоп» от освоения  средств никто не отслеживает. На мой взгляд, резонно было бы ввести мораторий на повторное получение грантов хотя бы на несколько лет.

По мнению музыканта, “оптимизация” учреждений культуры оставляет за собой пепелища. И яркий пример тому — Сибай и Стерлитамак, которые он называет «культурные Хиросима и Нагасаки»: Сибай в рамках оптимизации лишился филармонии, в Стерлитамаке на базе театра и филармонии образовано невнятное концертно-театральное объединение.

Опен-эйр — путь к деградации

По мнению музыканта, регулярное проведение широко бесплатных массовых  «опен-эйеров» приводит к деградации  и порождает иждивенческие настроения.

— Народ после этого не идет в театр или на концерт, — говорит Рустэм Сулейманов. — Фестиваль «Сердце Евразии» шел в амфитеатре пять дней! Кто после этого пойдет в филармонию? Нарушается баланс продажи билетов, но от учреждений культуры требуют кассовых сборов. В то же время, зачем поднимать свои коллективы, если можно приглашать Спивакова — «наше все» — дважды в год. После реконструкции ДК «Нефтяник» в ГКЗ «Башкортостан» получил прописку НСО. Но оркестр сидит в студии, в зале не репетирует, а что такое классический оркестр, не работающий на акустику? Количество концертов уменьшилось, многие артисты уехали из Уфы. Если раньше НСО играл все симфонии Малера, Шостаковича, то сегодня  исполняет саундтреки.

Группа единомышленников Сулейманова пытаются сейчас создать работоспособный и независимый Союз деятелей культуры, в состав которого войдут актеры, музыканты, театральные и музыкальные критики – все, кто неравнодушен к вопросам культуры. В настоящее время организация зарегистрирована, участники подготовили обращение к главе Башкирии. Даже смена статуса министерства культуры на департамент позволит, по мнению заявителей, в разы сократить чиновничий аппарат, сузить круг компетенций и уровень управленческих решений.

 Авторитетное мнение:

— Профессионалы в оперном театре не держатся, — считает музыковед Лилия Латыпова. — Только человек начинает делать что-то стоящее — его убирают. 10 лет Валерий Платонов был худруком театра. Это был «золотой век», при нем театр был центром музыкальной жизни республики. Был по непонятной для музыкантов причине уволен. Рустэм Сабитов — человек театра, талантливый музыкант, компетентный руководитель и достойный человек. За короткий срок привлек известных музыкантов, осуществил четыре удачные постановки. Уволили. Потеряла должность руководитель литчасти театра Марина Луговая, 16 лет безупречно проработавшая на этом посту. Хормейстеру Эльвире Гайфуллиной указали на дверь, теперь приносит славу Екатеринбургскому театру, получает там «Золотую маску».

От редакции Уфа.ру: оставшийся без должности известный дирижер весьма жестко оценивает ситуацию в башкирской культуре. Но знает ли об озвученных  проблемах население, которое устраивает аншлаги на спектаклях впервые гастролирующего в республике московского Драматического театра имени Е. Вахтангова?

Источник публикации Уфа.ру (Аргументы недели. Башкортостан)