Балетная премьера в Екатеринбурге: «Тщетная предосторожность» П. Гертеля

Балетная премьера в Екатеринбурге: «Тщетная предосторожность» П. Гертеля
Фото Елена Лехова

В Екатеринбургском государственном академическом театре оперы и балета 15,16 и 17 мая — премьера балета «Тщетная предосторожность» на музыку Петера Людвига Гертеля.

«Тщетная предосторожность» — один из старейших балетов. Спектакль, оригинальное название которого «La Fille mal garde» в дословном переводе означает «Плохо присмотренная дочь», впервые был поставлен в Бордо 1 июля 1789 года, за две недели до революции, французским хореографом Жаном Дебервалем. С тех пор эта постановка пользуется неизменной популярностью. Это единственный дошедший до нас классический балет, в котором герои были современниками зрителей в день премьеры. Главные персонажи балета Лиза и Колен влюблены друг в друга, храбро сражаются со всеми обстоятельствами, препятствующими их счастью, и, конечно, побеждают.

Откроется балет хореографическим фрагментом «Школа танца» из балета Августа Бурнонвиля «Консерватория». Зрители всегда мечтают «пробраться» за кулисы, чтобы увидеть, как артисты готовятся к спектаклю, и постановщики решили предоставить им такую возможность. Прежде чем начнется спектакль, зрители увидят, как проходит день артистов балета, начиная с утренних экзерсисов.

Над постановкой работал балетмейстер и педагог Мариинского театра, заслуженный артист России Сергей Вихарев — мастер по реконструкции старинных балетов. Им воссозданы «Спящая красавица» и «Баядерка» в Большом и Мариинском театрах, «Раймонда» для театра Ла Скала. Сейчас он работает над «Коппелией» Делиба в Японии. В Екатеринбурге Вихарев готовит новую сценическую редакцию «Тщетной предосторожности», основываясь на реконструированных фрагментах хореографии Мариуса Петипа и Льва Иванова 1880-х годов, найденных им в архивах Гарвардского университета.

Сценография спектакля (художник Альона Пикалова, известная по спектаклям Большого театра) создана на основе живописных полотен Винсента Ван Гога. «На наш взгляд, никто лучше и ярче Ван Гога не изобразил юг Франции, где происходит действие балета, поэтому нам показалось уместным использовать его произведения, вдохновиться его творчеством”, — сказал С. Вихарев на встрече с журналистами.

По эскизам Елены Зайцевой к премьере сшили более сотни костюмов, расписанных вручную в узнаваемой манере и палитре знаменитого постимпрессиониста.

Дирижер-постановщик – заслуженный артист России Андрей Аниханов (Санкт-Петербург).

Худрук балета Екатеринбургского театра Вячеслав Самодуров назвал этот проект мегаинтересным, не похожим ни на один из тех, что делали прежде: «С одной стороны, это реконструкция старинного балета, а с другой — новый взгляд на то, как может быть воссоздана сегодня балетная классика», — отметил он.