Анатолию Иксанову – 70

Анатолию Иксанову – 70

18 февраля 2022 отмечает юбилей Анатолий Геннадьевич Иксанов – яркая и заметная фигура советской и российской театральной и общественной жизни, начиная с 1980-х годов.

Выпускник театроведческого факультета Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиКа), Иксанов более 20 лет работал в Большом драматическом театре имени А. М. Горького, и почти 10 лет – под руководством Георгия Товстоногова. С 1978 по 1983 он – главный администратор БДТ, в 1983-1996 – заместитель директора, в 1996-1998 – директор театра. В 1994 Анатолий Иксанов стал учредителем благотворительного фонда БДТ и его исполнительным директором.

В 1998-2000 Иксанов – заместитель генерального директора телеканала «Культура».

С 2000 по 2013 – генеральный директор Большого театра России. Эти годы отмечены масштабными стройками: открытием Новой сцены (2002) и реконструкцией Исторического здания (2005-2011). 2 ноября 2011 Историческая сцена открылась премьерой оперы «Руслан и Людмила» (режиссер – Дмитрий Черняков, дирижер – Владимир Юровский).

Среди других резонансных премьер – опера «Дети Розенталя» Леонида Десятникова на либретто Владимира Сорокина в постановке Эймунтаса Някрошюса (2005), вызвавшая острую полемику в театральных кругах.

Не меньшие споры вызвал «Евгений Онегин» в постановке Д. Чернякова (дирижер – Александр Ведерников), открывший сезон 2006/2007. Например, Галина Вишневская, посмотрев этот спектакль, в возмущении отказалась праздновать на сцене Большого театра свое 80-летие. Тем не менее, спектакль стал одним из самых запоминающихся в новейшей истории театра, был показан во многих странах.

Несомненны заслуги Анатолия Иксанова в том, что Большой театр с начала XXI века был вовлечен в мировой театральный процесс. Иксанов ввел практику показа арендных спектаклей (что стало впоследствии обычным явлением). Среди них – два знаменитых спектакля театра Ла Скала: «Адриенна Лекуврёр» Чилеа в постановке Ламберто Пуджелли (2002) и «Фальстаф» Верди в постановке Джорджо Стрелера (2005). Привычной стала и практика совместных постановок: в их числе «Летучий голландец» Вагнера (2004, постановка Петера Конвичного, копродукция с Баварской государственной оперой), «Мадам Баттерфляй» Пуччини (2005, постановка Роберта Уилсона, копродукция с Парижской оперой). Дирижером-постановщиком обоих спектаклей был А. Ведерников, которого А. Иксанов в 2001 пригласил на должность музыкального руководителя – главного дирижера ГАБТа.

Для постановок в Большом, в годы руководства Анатолия Иксанова, все чаще стали приглашаться режиссеры драматического театра и кино: помимо Э. Някрошюса – Темур Чхеидзе («Леди Макбет Мценского уезда», 2004), Александр Сокуров («Борис Годунов», 2007) и др.

В марте 2010 начались трансляции спектаклей ГАБТа в кинотеатрах мира (совместно с компанией “Веl Air Media”), а в марте 2012 в партнерстве с компанией “Google Russia” Большой театр начал транслировать балетные постановки на своем YouTube-канале на территории России.

А. Иксанов пытался реформировать творческую структуру театра. Так, в 2009 после отставки Александра Ведерникова была введена дирижерская коллегия, в которую вошли Владимир Юровский, Кирилл Петренко, Теодор Курентзис, Александр Лазарев и Василий Синайский. Однако она просуществовала (причем лишь формально) только один сезон.

В июле 2013 Анатолий Иксанов покинул должность генерального директора Большого театра, передав свой пост Владимиру Урину, и был назначен советником министра культуры РФ по делам театра.

В декабре 2013 избран исполнительным директором Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества СНГ.

Анатолий Иксанов – заслуженный деятель искусств РФ, кавалер российских орденов Почета, Дружбы, Александра Невского, французского Ордена Почетного легиона, ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», обладатель почетных наград Болгарии, Бразилии, ряда стран бывшего СССР.

«МО»