«Альт – Арфа – Контрабас». Сергей Полтавский (альт). Григорий Кротенко (контрабас). Александр Болдачев (арфа). Представление и интервью — Андрей Устинов. Абонемент № 160 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»

«Альт – Арфа – Контрабас». Сергей Полтавский (альт). Григорий Кротенко (контрабас). Александр Болдачев (арфа). Представление и интервью — Андрей Устинов. Абонемент № 160 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»

Абонемент под названием «скрипка – фортепиано – виолончель» был бы сегодня просто общим местом в филармонической афише.

Эти инструменты доминируют на концертной сцене. Музыка для них составляет 99 процентов филармонического репертуара.

То ли дело — АЛЬТ! – АРФА!! – КОНТРАБАС!!! Кто-то скажет —инструменты-аутсайдеры. Но Сергей Полтавский, Александр Болдачев и Григорий Кротенко — уникальные музыканты и лидеры своего поколения: и как исполнители на своих инструментах, и не только.

Альтист Сергей Полтавский — академический музыкант, в то же время серьезно увлечен электронной музыкой, историческим исполнительством, организует единственный в России альтовый фестиваль «Viola is my life».

Арфист Александр Болдачев — артист оркестра Большого театра, солист-виртуоз, гастролирующий по всему миру, композитор, аранжировщик, импровизатор. Участвует в спектакле «Нуреев» Большого театра, композитор и музыкальный руководитель спектакля Кирилла Серебренникова «Ахматова. Поэма без героя» в «Гоголь-центре».

Контрабасист Григорий Кротенко — востребованный солист, желанный участник любых камерных ансамблей, один из организаторов проекта «Персимфанс», блестящий публицист.

Приходите. Будет интересно!

Андрей УСТИНОВ

Альт – Арфа – Контрабас
Представление и интервью — Андрей Устинов

Абонемент № 160 Московской филармонии и газеты «Музыкальное обозрение»

2 октября 2018
Альт. Viola. Bratsche
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)

21 ноября 2018
500 лет вместе
Григорий КРОТЕНКО (контрабас)

5 февраля 2019
Время арфы
Александр БОЛДАЧЕВ (арфа)

«АЛЬТ. VIOLA. BRATSCHE». Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)

2 октября 2018
19.00
Московская филармония
Камерный зал
Сезон 2018/2019
Абонемент № 160
«Альт – арфа – контрабас»
Представление и интервью — Андрей Устинов

«АЛЬТ. VIOLA. BRATSCHE»
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)

I отделение

В.А. МОЦАРТ (1756—1791)
Дуэт для скрипки и альта № 2 си-бемоль мажор KV424
Adagio. Allegro
Andante cantabile
Thema con variazioni. Andante grazioso

М. МАККОНЕЛЛ (р. 1980)
Трио для альта, виолончели и игрушечного рояля (2012)

Э. КОРНИЧЕЛЛО (р. 1964)
Loops, Drones and Riffs для альта и live-электроники (2003)

Г. БРАЙЕРС (р. 1943)
Lauda (con sordino) для альта, фортепиано и электрогитары (2002)

II отделение

Л. ван БЕТХОВЕН (1770—1827)
Дуэт для альта и виолончели ми-бемоль мажор WoO 32
Allegro
Minuetto. Allegretto

В. ГОДАР (р. 1956)
Majkomashmalon для голоса, альта и виолончели (2005)

М. МАЦЦОЛИ (р. 1980)
A Thousand Tongues для альта, голоса и электроники (2009)

Р. ДЭВИДСОН (р. 1985)
Трио для скрипки, альта и контрабаса (1998)

Алиса ТЕН (вокал)
Евгений СУББОТИН (скрипка)
Евгений РУМЯНЦЕВ (виолончель, электрогитара)
Григорий КРОТЕНКО (контрабас)
Анна ОРЛОВА (рояль, игрушечный рояль)

Сергей ПОЛТАВСКИЙ: «Альт и скрипка — вечная пара, в которой кого-то одного часто путают с другим. И чаще всего это альт. Это пара, как виолончель и гитара для немузыканта, как Белка и Стрелка, как Алушта и Алупка, как Антон и Артур Рубинштейн или как Игнац фон и Джастин Биберы.

Как объяснить непрофессионалу, что корпус у скрипки 35 см, а у альта — 41, но эти скромные 6 см действительно очень многое меняют?! На самом деле все просто. Отличие слышно по характеру музыки и звучания.
Cкрипка — это как Пушкин и Тютчев, альт — как Достоевский и Кундера.

Думаю, Федор Михайлович бы оценил и секвенцию Берио, и альтовую сонату Шостаковича. Скрипка — это Чайковский, альт — это Мусоргский, хотя он ничего и не написал для нашего инструмента. И, наверное, неслучайно, что многие композиторы умели и любили играть на альте: Моцарт, Бетховен, Дворжак, Хиндемит…

Альт соло — это всегда про боль, грусть и сострадание. А иногда еще раскаяние и сожаление. Как раз в тему бородатого «альтового» анекдота: альтист и священник умерли в один день и одновременно оказались у ворот рая. Святой Петр с радостью пропускает альтиста в рай, а священника просит подождать. Священник возмущен: «Я всю жизнь молился, а этот тип всю жизнь играл на своем альте. Почему же ты пропустил его вперед? — Когда ты молился, все засыпали, а когда он начинал играть, все начинали молиться».

Но в компании других инструментов альт сразу преображается. Именно поэтому 2-го октября мы будем играть много ансамблевой музыки — нам нравится громко и весело, а не тихо и скучно!

В концерте участвует все струнное семейство (скрипка, виолончель и контрабас), голос и даже игрушечное пианино!

Играть будут Алиса Тен, Евгений Субботин, Григорий Кротенко, Евгений Румянцев, Анна Орлова. Мне кажется, это самый замечательный состав для такой программы».

Кликните, чтобы увеличить

Сергей Полтавский — альтист и исполнитель на виоле д’аморе, камерный музыкант и саунд-дизайнер. Родился 11 января 1983. В 2001 поступил в Московскую консерваторию в класс Романа Балашова кафедры альта Юрия Башмета.

В 2003 стал лауреатом международного конкурса исполнителей на струнных инструментах в Тольятти. Как солист и в составе камерных ансамблей участвует в различных фестивалях в России и за рубежом.

Окончив консерваторию с красным дипломом, в 2006 году становится лауреатом Пятого международного конкурса альтистов Юрия Башмета в Москве, также получает специальные призы от Татьяны Друбич и Валентина Берлинского.

Принимал участие в фестивалях: «Декабрьские вечера», «Ars Longa», «Возвращение», «VivaCello», фестиваль Владимира Мартынова (Москва), фестиваль Элисо Вирсаладзе (Курган), «Дягилевские сезоны» (Пермь), Ruhrtriennale (Germany, Bochum), «Bang On a Can Summer festival» (USA, North Adams), «Dni Muzyke» (Montenegro, Herceg Novi), «Novosadsko Muzičko Leto» (Serbia), «Арт-Ноябрь», «Mare Aperto» (Italy, Riccione).

Круг интересов музыканта очень широк: от барочной музыки на виоле д’аморе до Владимира Мартынова, Георгия Пелециса, Сергея Загния и Павла Карманова, экспериментируя с live-электроникой и сотрудничая с такими коллективами как «Bang on a Can», «N’caged», «Академия старинной музыки», «Opus Posth», Московский Ансамбль современной музыки (МАСМ) и группа «4’33» Алексея Айги.

С 2015 — организатор и художественный руководитель ежегодного фестиваля альтернативной альтовой музыки «Viola is my life», собирающий лучших альтистов Москвы.

Выступал оркестрами «Новая Россия», Государственный камерный оркестр России (ГАКО), Академический симфонический оркестр (АСО), «Солисты Москвы», «Musica Aeterna», «Времена Года», «Questa Musica».

В 2017 году на лейбле «Мелодия» был издан диск музыки «Низкие струнные »для состава альта, виолончель, контрабас, совместно с Евгением Румянцевым (виолончель) и Григорием Кротенко (контрабас).

В составе камерных ансамблей сотрудничал с Татьяной Гринденко, Владимиром Спиваковым, Хайнцем Холлигером, Элисо Вирсаладзе, Алексеем Любимовым, Антоном Батаговым, Алексеем Гориболем, Полиной Осетинской, Максимом Рысановым, Алексеем Айги, Феликсом Рэнгли, Павлом Нерсесьяном, Юлианом Рахлиным, Аленой Баевой, Вадимом Холоденко, Еленой Ревич, Александром Ситковецким, Романом Минцем, Борисом Андриановым, Александром Бузловым, Андреем Коробейниковым, Валентином Урюпиным, Никитой Борисоглебским, Гайком Казазяном, Александром Тростянским.

500 лет вместе. Григорий КРОТЕНКО (контрабас)

21 ноября 2018
19.00
Московская филармония
Камерный зал
Сезон 2018/2019
Абонемент № 160
«Альт – арфа – контрабас»
Представление и интервью — Андрей Устинов

«500 ЛЕТ ВМЕСТЕ»
Григорий КРОТЕНКО (контрабас)

И.С. БАХ (1685—1750)
Сюита № 1 соль мажор для виолончели соло BWV 1007 (версия для бассетто)
Прелюдия
Алеманда
Куранта
Сарабанда
Менуэт I, II
Жига

С. ГУБАЙДУЛИНА (р. 1931)
Соната для контрабаса и фортепиано (1975)

К. ПЕНДЕРЕЦКИЙ (р. 1933)
Концертный дуэт для скрипки и контрабаса (2010)

Дж. ДРУКМАН (1926—1996)
Valentine для контрабаса соло (1969)

II отделение

И.М. ШПЕРГЕР (1750—1812)
Соната для венского баса и альта (1778)
Allegro moderato
Adagio
Rondo. Moderato

А. НАДЖАРОВ (р. 1983)
Interleaved для контрабаса (2017)

Дж. БОТТЕЗИНИ (1821—1889)
Большой концертный дуэт ля минор для скрипки и контрабаса в сопровождении фортепиано

Даниил КОГАН (скрипка)
Сергей ПОЛТАВСКИЙ (альт)
Вера АЛМАЗОВА (фортепиано)

Григорий Кротенко: «1492 год. Колумб высаживается на Багамах. Аристотель Фиораванти воздвигает в Москве кремлевские стены из обожженного кирпича. В Мантуе, в кафедральном соборе официально нанят на работу контрабасист — запись об этом в церковной книге считается самым ранним упоминанием об инструменте, на котором я играю.

В концерте филармонического абонемента Андрея Устинова я буду играть на четырех разных инструментах. И каждый из них — контрабас. За 500 лет так и не удалось выяснить, каким именно он должен быть.

Самый старый контрабас из моей коллекции сделан в XVI веке в Италии. Я настроил его как скрипку, по квинтам, на кварту ниже виолончели. Инструмент этот небольшой, поэтому называется уменьшительно «бассетто». На нем у меня хорошо (кажется) выходит Бах.

Следующий по старшинству контрабас построили в Швейцарии в XVII веке. Легендарный контрабасист и дирижер Кусевицкий выменял его на шапку у цыгана, уличного музыканта, возле Николаевского вокзала. По завещанию Кусевицкого инструмент передали Московской консерватории. На контрабасе Кусевицкого я играю романтическую музыку: Большой концертный дуэт Боттезини, прозванного «Паганини контрабаса». Боттезини и Паганини — соседи на кладбище Делла Виллетта в Парме. Партию скрипки исполнит мой любимый музыкант и друг Женя Субботин.

Однажды мой профессор Евгений Алексеевич Колосов позвонил мне и спросил, есть ли в моей квартире свободный угол. Тогда еще был, и не один. Через полчаса он привез мне свой контрабас: санкт-петербургский Циммерман 1870-х годов: «Я все равно уже не играю”. На контрабасе моего профессора я записал диск с музыкой для венского баса. Настраивается он по ре-мажорному трезвучию. Играть соло на таком контрабасе было принято в Австрии и Германии в конце XVIII века. Сонату для баса и альта Шпергера со мной сыграет Серж Полтавский, один из трех главных героев абонемента Устинова.

Я выбрал самые хорошие, на мой вкус, пьесы для контрабаса, написанные за последние 500 лет. Одну из них специально для меня создал Алексей Наджаров. Помимо контрабаса в ней участвует компьютерная программа. У нас множество предметов для беседы с Андреем Устиновым; 7 пьес, 4 контрабаса, скрипка, альт, компьютер и фортепиано. За фортепиано — замечательный музыкант Вера Алмазова. Вера — очень красивая женщина.

Кликните, чтобы увеличить

Григорий Кротенко родился 21 января 1983 в Москве. Учиться музыке начал в 5 лет, на контрабасе играет с 11 лет.

Окончил Академическое музыкальное училище при консерватории по классу заслуженного артиста России А. Мещеринова, Московскую консерваторию (2007) и аспирантуру МГК (2010) по классу профессора Е.А. Колосова. Лауреат I премии III Международного конкурса контрабасистов имени Сергея Кусевицкого в Санкт-Петербурге (2009).

В сезоне 2002/2003 играл в ГАСО им. Е.Ф. Светланова, c 2003 по 2010 — артист Российского национального оркестра под руководством Михаила Плетнева.

С 2010 преподает в Московской консерватории на кафедре виолончели и контрабаса.

Постоянно выступает как солист и в составе камерных ансамблей с ведущими отечественными и зарубежными исполнителями: А. Рудиным, Н. Кожухарем, М. Пекарским, А. Баевой, П. Айду, А. Бузловым, Б. Андриановым, Е. Румянцевым, Е. Субботиным, А. Акимовым, М. Фолтлесс, Ф. Кемпфом.

Участник ансамбля «The Pocket Symphony» Назара Кожухаря, играет на исторических разновидностях басовых струнных инструментов — violone, viola da gamba, венский бас. Сотрудничает с европейскими ансамблями исторически ориентированного исполнительства: The Orchestra of the Age of Enlightenment, Le Concert Olimpique.

В 2011 году был приглашён сэром Джоном Элиотом Гардинером в качестве концертмейстера контрабасов в коллектив Le Orchestre Revolutionnaire et Romantique.

Является одним из организаторов и активных участников проекта «Персимфанс» музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства», реконструирующего музыкальную среду 20-х годов ХХ века в СССР, в том числе симфонический оркестр без дирижера.

Григорий Кротенко выступает с лекциями и статьями в журналах и сетевых изданиях Arzamas, Colta.ru, «Сноб».

«Время арфы». Александр БОЛДАЧЕВ (арфа)

5 февраля 2019
19.00
Московская филармония
Камерный зал
Сезон 2018/2019
Абонемент № 160
«Альт – арфа – контрабас»
Представление и интервью — Андрей Устинов

«Время арфы»
Александр БОЛДАЧЕВ (арфа)

Программа

I отделение

И. С. БАХ (1685—1750)
Токката ре минор, BWV 565
(обработка А. Болдачёва)

Ф. ШОПЕН (1810—1849)
Мазурка до мажор, соч. 24 № 2
Ноктюрн ми минор, соч. 72 № 1
Фантазия-экспромт до-диез минор, соч. 66
(обработка для арфы А. Болдачёва)

К. ДЕБЮССИ (1862—1918)
Арабеска № 1, L 66.
«Доктор Градус на Парнасе» из сюиты «Детский уголок», L 119
«Лунный свет» из «Бергамасской сюиты», L 75
(переложение для арфы А. Болдачёва)

А. БОЛДАЧЕВ (р. 1990)
Фантазия «Москва» (2018)

А. РЕНЬЕ (1875—1956)
«Легенда» на мотив стихотворения «Эльфы» Леконта де Лилля

II отделение

П.И. ЧАЙКОВСКИЙ (1840—1893)
«Русский танец» из музыки балета «Лебединое озеро» для скрипки и арфы
(аранжировка для арфы Н. Сергеевой)

Г. ВЕНЯВСКИЙ (1835—1880)
Концертная фантазия «Воспоминания о Москве» на темы романсов Варламова «Красный сарафан» и «Оседлаю коня» для скрипки и арфы, соч. 6

С. РАХМАНИНОВ (1873—1943)
«Венгерский танец» для скрипки и арфы, соч. 6
(аранжировка для арфы Н. Сергеевой)

А. ПЯРТ (р.1935)
Fratres
(аранжировка для арфы О. Сидягиной)

Р. БЕЛЛАФРОНТЕ (р. 1961)
Preludio, Histèrico и Tango из Сюиты № 1 для виолончели и гитары
(аранжировка для арфы О. Сидягиной)

А. ШНИТКЕ (1934—1998)
Танго в сумасшедшем доме
(обработка для арфы и скрипки А. Болдачёва)

Дж. УИЛЬЯМС (р. 1932)
Мелодия из кинофильма «Список Шиндлера»
(обработка для арфы и скрипки А. Болдачёва)
Поппури на музыку из кинофильма «Звёздные войны»
(обработка для арфы и скрипки А. Болдачёва)

Семён ГУРЕВИЧ (скрипка)
Надежда СЕРГЕЕВА (арфа)
Оксана СИДЯГИНА(арфа)
Надежда ОСТАПЕНКО(скрипка)
Ольга ДЕМИНА (виолончель)

Александр БОЛДАЧЕВ: «Инструмент фараонов и бродячих музыкантов, богов и черни, принцесс и рокеров: практически каждая страница истории связана с этим инструментом и его предками.

Выразительные возможности арфы пока еще не до конца раскрыты: композиторы не так часто обращали свой взгляд на 47-струнную красавицу, и в эфире всплывают только редкие крупицы разнообразия образов и звуков.

В мои руки попала волшебная палочка: взмах — и я средневековый поэт, взмах — рок-музыкант или салонный исполнитель. Я общаюсь с арфой уже почти 25 лет, и увлечение разнообразными музыкальными стилями приводит меня на стадион «Лужники» играть с Робби Уильямсом на открытии Чемпионата мира по футболу, в пустыню Невады на арт-фестиваль “Burning man”, в филармонии и концертные залы Парижа, Лондона, Нью-Йорка, Рио-де-Жанейро, в андеграунд-клубы Токио и Голливуда.

Программа концерта в Московской филармонии не придерживается строгой концепции. Те, кто придет в этот вечер в Камерный зал, смогут услышать сочинения композиторов России, Германии, Франции, открыть для себя утонченный вкус музыки Арво Пярта, Фредерика Шопена и Мишеля Леграна, прочувствовать минимализм Джона Кейджа и максимализм Фредди Меркьюри. Каждое произведение — путешествие в мир новых красок, проводниками в который станем мы с Андреем Устиновым, а помогать нам будут прекрасные леди, очаровательные арфистки: Надежда Сергеева и Оксана Сидягина.

Специальные гости программы: прима-саксофонистка России Вероника Кожухарова, представительница Большого театра скрипачка Надежда Остапенко, актриса и виолончелистка Ольга Демина».

Кликните, чтобы увеличить

Александр Болдачев — арфист-виртуоз, композитор, педагог, музыкант с мировым именем, эксклюзивный артист итальянского Арфового дома Salvi Harps, приглашенный солист Большого театра и один из наиболее востребованных арфистов мира.

Получил дипломы магистра по арфе, композиции и дирижированию в Цюрихской Академии искусств (выпускник профессора Катрин Мишель).

Лауреат более десятка престижных международных конкурсов. Обладатель премий «Британские блестящие дарования» и ProEuropa, которую получил лично от президента Австрии Хайнца Фишера за выдающийся талант и высокие культурные достижения; европейской премии Kleiner Prix Walo; премии Best Rock Cover Song от The Akademia Music Awards в Лос-Анджелесе. Стипендиат международных фондов Vontobel в Швейцарии и Banque Populaire во Франции.

Александр родился 21 января 1990 в Ленинграде. Играет на арфе, рояле и пишет музыку с пяти лет. В 12 лет переехал во Францию, с 15 лет живет в Швейцарии, выступает с концертами и мастер-классами по всему миру.

Александр много трудится над расширением арфового репертуара путем переложений классической музыки («Шехеразада» Римского-Корсакова, Сюита № 1 Рахманинова, «Петрушка» Стравинского), интерпретации популярных хитов (The Beatles, ABBA, Deep Purple, Nirvana, Scorpions, Рэя Чарльза, Майкла Джексона, Adele), музыки из кино («Звездные Войны», «Пираты Карибского моря», «Пятый элемент», «Унесенные призраками», «Цирк», «Мой ласковый и нежный зверь»), собственных импровизаций.

Также Александр работает с электронной музыкой и исполнителями рэпа.

В 2017 музыкант принял участие в премьерных постановках Большого театра: «Кармен», «Осуждение Фауста» и «Нуреев». Музыкальный директор, композитор и один из актеров спектакля Аллы Демидовой и Кирилла Серебренникова «Ахматова. Поэма без героя» в «Гоголь-центре». С Серебренниковым его связывают многие проекты, в том числе исполнение главной роли в короткометражном фильме, посвященном Сергею Параджанову. В том же году состоялась премьера концерта-спектакля «Поэзия Арфы» с участием народной артистки России Ирины Мирошниченко, солистов балета Большого театра Анны Никулиной и Дениса Родькина и Александра Болдачева, который выступил и в роли ведущего.

Участник фестивалей Burning Man, «Музыкальный Олимп», «Новые Имена», Mozart+, в Давосе и Гштааде (Швейцария) и многих других в России и за рубежом. Член жюри конкурса Nota Bene и конкурса Американской ассоциации арфистов в Индиане.

В 2017 впервые в России презентовал электронную арфу Delta на сцене Театра им.  Вахтангова.

В 2018 выступает с концертами и мастер-классами в США, Англии, Франции, Японии, Бразилии, Канаде, Швейцарии, Китае, Сингапуре, Гонконге, Индонезии, Германии, Турции, Аргентине, Италии и России.

Написал и исполнил соло на электронной арфе на открытии Чемпионата мира по футболу совместно с Робби Уильямсом и Аидой Гарифуллиной.

Кликните, чтобы увеличить