«А голос так дивно звучал…»

Концертом Юлии Лежневой Большой театр открыл фестиваль «Барокко. Путешествие»
«А голос так дивно звучал…»
Фото Дамир Юсупов, Пресс-служба ГАБТ

Барокко в Большом

Вечер был представлен как бенефис 24-летней российской певицы, звезда которой стремительно взошла в последние годы.

Музыка барокко — можно сказать, новая страница в истории театра. Если не считать, что в 1979 (главным дирижером тогда был Ю.И. Симонов) силами стажерской группы ГАБТ СССР впервые на отечественной сцене была поставлена опера Генделя «Юлий Цезарь» (дирижер В. Вайс, режиссер В. Милков). За шесть лет спектакль был показан 65 раз.

В сезоне 2015–2016 Большой вновь обращается к Генделю. Запланирована премьера оперы Роделинда» (копродукция с бельгийским театром La Monne). Так что нынешний фестиваль барокко — «путешествие» к предстоящей генделевской премьере.

Барокко в России

Очевидно, что интерес к музыке барокко, ее изучению и исполнению в России значительно вырос. В 1997 по инициативе Н. Гутман и А. Любимова в Московской консерватории создан Факультет исторического и современного исполнительского искусства. Проводятся многочисленные фестивали старинной музыки, как грибы после дождя растет число барочных ансамблей и оркестров.

Г.Ф. Телеман. Концерт для скрипки с оркестром «Для Иоганна Георга Пизенделя»
Г.Ф. Гендель. Речитатив и ария Флоринды из оперы «Родриго»
Г.Ф. Гендель. Речитатив и ария Эсилены из оперы «Родриго»
А. Вивальди. Речитатив и ария Кайо из оперы «Оттон на Вилле»
Г.Ф. Гендель. «Salve Regina»
А. Корелли. Кончерто-гроссо op.6 № 11
Г.Ф. Гендель. Ария Красоты (Belezza) из оратории «Триумф Времени и Разочарования».
Г.Ф. Гендель. Ария Дафны из кантаты «Аполлон и Дафна»
А. Вивальди. Концерт для скрипки с оркестром «Для Иоганна Георга Пизенделя»
Г.Ф. Гендель. Ария Роксаны из оперы «Александр»
К.Г. Граун. Ария Агриппины из оперы «Британник»
Г.Ф. Гендель. Ария Альмиры из оперы «Ринальдо»
Юлия Лежнева (сопрано)
Дмитрий Синьковский (скрипка)
Лука Пианка (лютня)
Ансамбль «La Voce Strumentale»
7 октября 2014, Новая сцена ГАБТ

Отчасти результатом этой множественности становится определенный дилетантизм в этой сфере: хочется многим, получается не у всех. Но можно говорить и о глубоком аналитическо-исследовательском подходе к исполнению и изучению музыки барокко. Постоянно расширяется концертная практика.

В большой мере благодаря усилиям А. Рудина и оркестра Musica Viva в филармонических концертах звучат крупные партитуры Вивальди («Торжествующая Юдифь»), Генделя («Геркулес») и их современников. Московская филармония ежегодно включает их в абонементы «Оперные шедевры» и «Великие оратории». Интерес к ораториальной и оперной музыке барокко — фантастический: всегда аншлаги, сформировалась «генделевская» публика, готовая часами слушать эту музыку в концертных залах — как это было в минувшем сентябре в КЗЧ на исполнении оперы Генделя «Александр» (с участием Юлии Лежневой), когда в зале буквально яблоку негде было упасть.

Частыми гостями в России стали именитые гастролеры, признанные мастера барочного исполнительства: Роджер Норрингтон, Тон Копман, Филипп Херревеге, Хельмут Риллинг, Уильям Кристи и ансамбль Les arts florissants и многие другие.

Маэстро Кристи и его ансамбль, начиная с 2010 — Года Франции в России — бывают в нашей стране ежегодно, с разными программами. Программы из сочинений Рамо французские музыканты привозили и в прошлом году (кстати, в 2011 с произведениями Рамо в Москве и других городах выступал Т. Курентзис и его оркестр MusicaAeterna).

В июне прошел фестиваль «Шедевры барокко» в Архангельском.

Поначалу «приютом» аутентистов и фестивалей ранней музыки были в основном камерные площадки, залы музеев-усадеб. В 2000-х барочная музыка зазвучала и в больших залах Москвы: БЗК, зале Чайковского, ММДМ. Постановки старинных опер транслируются время от времени из Метрополитен опера. И вот еще один аргумент в пользу тезиса о популярности барочной музыки в России — фестиваль в Большом театре.

Юлия Лежнева род. 5 декабря 1989 в Южно-Сахалинске. Училась в АМК при Московской консерватории, Международной академии вокального исполнительства в Кардиффе (Великобритания) и Гилдхоллской школе музыки и драмы в Лондоне. Совершенствовалась на мастер-классах Е. Образцовой, А. Дзедды, Р. Бонинга, К. Рицци, К. Те Канава, В. Чачавы, Т. Берганца, Т. Квастхоффа, Ч. Бартоли. В 16 лет Юлия дебютировала на сцене БЗК в партии сопрано в Реквиеме Моцарта и завоевала Гран-при на Конкурсе молодых оперных певцов Елены Образцовой. Стала победительницей Междунаролных конкурсов им. Мирьям Хелин в Хельсинки (2009) и оперных певцов в Париже (2010). С 18 лет выступлениями в Японии началась блестящая мировая карьера певицы. Ее партнерами по сцене были П. Доминго, А. Георгиу, А. Нетребко, Р. Виллазон, Б. Терфель, Х.Д. Флорес, Ф, Жарусски, дирижеры А. Дзедда, Ф. Вельзер-Мёст, Ф. Херревеге, ансамбли: «Музыканты Лувра» п/у М. Минковски, Il Giardino Armonico под управлением Дж. Антонини, Барочный оркестр Фрайбурга п/у Рене Якобса, I Barrochisti п/у Д. Фазолиса, Mostly Mozart п/у Л. Лангре, Armonia Atenea п/у Г. Петру и многие другие. В концертном репертуаре певицы — Месса си минор и Магнификат Баха, оратории и оперы Вивальди и Генделя, Реквием, мессы и арии из опер Моцарта, «Маленькая торжественная месса» и арии из опер Россини, Месса Шуберта, музыка XIX–ХХ вв. Она участвовала в сценических исполнениях и записях опер «Так поступают все» Моцарта, «Оттон на Вилле» и «Оракул в Мессении» Вивальди (мировая прпремьера), «Александр» и «Тамерлан» Генделя, «Гугеноты» Мейербера, «Соловей» Стравинского, «Иоланта» Чайковского. Выступала на фестивалях в Зальцбурге, Вербье, Халле (Фестиваль Генделя), Сан-Себастьяне, Кракове, Хобарте (Австралия), Фестивале Россини в Пезаро, «Декабрьских вечерах» и др. Ю. Лежнева — обладательница Молодежной премии «Триумф» (2008), наград «Молодая певица года» от журнала Opernwelt (2011), «Золотой диапазон года» и Choc de l’Annee (2013). Певица выпустила два сольных СD: арии Россини с оркестром Sinfonia Varsovia (Naïve, 2011) и альбом Alleluia с мотетами Вивальди, Генделя, Порпоры и Моцарта в сопровождении ансамбля Il Giardino Armonico (Decca Classics, 2013). Оба диска были удостоены премии Diapason d’Or в категории «Молодой артист года», Echo-Klassik, Luister 10 и «Выбор редактора» журнала Gramophone. С ноября 2011 Ю. Лежнева — эксклюзивная артистка фирмы Decca. В ноябре 2014 выходит новый диск с участием певицы: опера немецкого композитора XVIII в. И. А. Хассе «Сирой, царь Персидский».

Русская Чечилия?

Впрочем, отечественное барочное исполнительство еще не достигло вершин Р. Норрингтона, Т. Копмана, У. Кристи, недавно ушедших Ф. Брюггена и К. Хогвуда. Однако русский аутентизм все активнее заявляет о себе. Сегодня Ю. Лежнева —возможно, самое яркое его воплощение.

…русский аутентизм все активнее заявляет о себе. Сегодня Ю. Лежнева — возможно, самое яркое его воплощение

.

Не случайно ее сравнивают с, казалось бы, несравненной Чечилией Бартоли. Колоритная индивидуальность, благородная хрупкость, но в то же время строгость, скрупулезность, дисциплина исполнения. Кротость и в то же время внутренняя сила. Изысканный артистизм, высочайшая культура пения, чистота стиля. Голос редкой красоты и обаяния, филигранная отточенность, полет интонации. Как будто божественный ангельский свет нисходит с небес и парит в горних высях. Как будто этот голос связывает наш мир и тот мир, что над нами, соединяет земное и божественное.

Триумфы Юлии

Будучи чрезвычайно востребованной за рубежом, Лежнева постоянно выступает в России. Только в этом году состоялись ее выступления на фестивалях «Опера априори» в БЗК и «Шедевры барокко» в Архангельском (с оркестром Musica Viva), в опере Генделя «Александр» в КЗЧ, в российской премьере Реквиема Дж. Тавенера в БЗК, в юбилейном концерте Е. Образцовой в ГАБТ (спела арию из оперы Россини «Зельмира»).

Большой театр оказал молодой певице заслуженную честь и сделал, можно сказать, блестящий ход, заявив в качестве открытия фестиваля «Барокко. Путешествие» ее сольный концерт. Не случайно старт фестиваля пресса называет «триумфом Юлии Лежневой»:

«Гора цветов, неутихающие овации, благодарные крики, перегретый зал, третье отделение бисов — вечер в Большом театре закончился как в легендах про выступления примадонн…» (Е. Бирюкова, Colta.ru).

«Лежнева со своей фантастической виртуозностью, кроме того что числится в лидерах мирового вокала, наступая на пятки Чечилии Бартоли, и владеет, что важно, как популярным, так и уникальным репертуаром <…> появляется в образе антидивы, настолько же утонченной, насколько близкой публике и трогательной, причем разницы между сценическим амплуа и личным обаянием не чувствуется. Одновременно в ней что-то есть очень загадочное. Трепетность, вкус и такт как в бравурном, так и в чувствительном, пасторальном материале, очарование легато, легкое и длинное дыхание на грани трюка, точный инструментальный рисунок колоратур (особенно изысканный, когда звучит в унисон со скрипкой, и публика не знает, чей голос виртуознее — инструмента или человека) подчеркивают не только ее включенность, посвященность музыкальной мысли, но и чуть заметную, специально украшающую ее партии отстраненность. Гордость и месть, нежность и возвышенность, триумф и горе в лежневском барочном мире недалеко отстоят друг от друга, и все они — эмоции-эмблемы, эмоции-образы — как тени какого-то еще другого чувства, более цельного и важного. С этими сглаженными, скругленными контрастами Лежнева как будто стопроцентная героиня рококо, но чуждая кокетства» (Ю. Бедерова, «Ъ»).

Смещение акцентов?

Выступление Ю. Лежневой сопровождал ансамбль La voce strumentale, которым руководит скрипач, дирижер и контратенор Дмитрий Синьковский.

Д. Синьковский род. в 1980. Окончил АМК при Московской консерватории, консерваторию по классам скрипки (у А. Кирова) и камерного ансамбля (у А. Любимова), после чего начал заниматься вокалом и выступать и как конратенор. Сотрудничал с барочными коллективами в России (Musica Petropolitana, A la Russe, Pratum Integrum) и за рубежом, выступал с А. Рудиным, А. Любимовым, М. Чансом, Т. Пинноком.

В течение концерта стало очевидно соревнование Д. Синьковского и Ю. Лежневой, «игра за лидерство». Хотя концерт был заявлен как «Концерт Юлии Лежневой». И если Синьковский пытался лидировать на почве эффектной виртуозности с элементами шоу; приблизить музыку к слушателям, то Лежнева наоборот, погружала слушателей в музыку. И это не могло быть не замечено.

«Синьковский <…> продемонстрировал все три свои ипостаси и нисколько не утонул в тени миниатюрной девушки со светящимися глазами и ангельским голосом, не знающим вообще никаких преград. Если Лежнева — это гарантированное счастье, то Синьковский — барочный шик и галантное лихачество. Его соло в скрипичном концерте Вивальди «Для Иоганна Георга Пизенделя» оказалось не менее головокружительным, чем колоратуры Лежневой, и после скрипичного пения в Largo в очередной раз пришлось посетовать на то, что аплодисменты между частями нынче считаются дурным тоном» (Е. Бирюкова, Colta.ru).

В результате произошло некоторое смешение стилей и даже смещение акцентов, «перевод стрелок» барочных часов на скрипача. А под занавес Синьковский, можно сказать, решил подняться на один пьедестал с певицей, исполнив с ней на бис, как контр-тенор, дуэт из оперы Генделя «Тамерлан».

Сложилось впечатление, что в этот вечер и Ю. Лежнева, и Большой театр были в гостях у Д. Синьковского.

В дальнейшей программе фестиваля — концерты 28 октября «Италия», 28 января «Англия», 10 июня «Германия» (все три — силами Молодежной оперной программы и ансамбля Questa Musica п/у Ф. Чижевского). 6–7 ноября — «Франция», выступил ансамбль Les arts florissants. Дата концерта «Австрия» совместно с театром An-der-Wien уточняется.