90 лет со дня рождения Бориса Куликова – хормейстера и ректора Московской консерватории

90 лет со дня рождения Бориса Куликова – хормейстера и ректора Московской консерватории

10 июня 2022 исполнилось 90 лет со дня рождения Бориса Ивановича Куликова (1932-2018), хормейстера, ректора Московской консерватории с 1975 по 1990.

Он принял эстафету руководителя главного музыкального вуза СССР у своего консерваторского профессора А. В. Свешникова, а до этого 7 лет был проректором по учебной работе. Период ректорства Б. И. Куликова отмечен значительными достижениями в истории вуза. Пожалуй, главным событием этого 15-летия стало возвращение в лоно консерватории здания бывшего Синодального училища (третий корпус с концертным залом, получившим название Рахманиновского), в котором после революции и ликвидации училища более чем на полвека «поселился» юрфак МГУ. В 1982-1990 Куликов был президентом Европейской ассоциации консерваторий.

Б. И. Куликов около 60 лет работал в Московской консерватории, воспитал не одно поколение хоровых дирижеров, многие из них возглавляли и по сей день возглавляют самые известные российские коллективы, преподают в ведущих вузах. То, что Борис Иванович был выдающимся педагогом, признают все, кто с ним работал и у него учился.

Менее известна деятельность Б. И. Куликова как хормейстера. Но и на этом поприще он достиг многого. Выпускник Московского хорового училища и Московской консерватории, воспитанник А. В. Свешникова и К. Б. Птицы, Куликов работал с ведущими коллективами страны: Госхором СССР под руководством А. В. Свешникова (1960-1964, хормейстер и дирижер), Ансамблем имени А. В. Александрова (1965-1967, зам. художественного руководителя и начальника), детским хором Института художественного воспитания, другими профессиональными и любительскими коллективами. Под его управлением звучали оратория «Детство Христа» Берлиоза в Польше, Реквием Моцарта в Москве и Загребе, «Рай и Пери» Шумана и «Заповеди блаженства» Франка в залах Москвы, «Литургия Св. Иоанна Златоуста» Чайковского в Мадриде, программа из сочинений Брамса с хором BBC Singers в Лондоне, Месса ре минор Моцарта и «Иоанн Дамаскин» Танеева в Саратове…

Б. И. Куликов сотрудничал с великими музыкантами своего времени: Е. Мравинским, Г. Рождественским, Э. Гилельсом, С. Рихтером, М. Ростроповичем, Х. Риллингом, П. Булезом…

Валерий Полянский: «Куликов – педагог от Бога»

«В юности я пел в хоре, созданном Борисом Ивановичем Куликовым и просуществовавшим, к сожалению, только год, – вспоминает художественный руководитель и главный дирижер Государственной академической симфонической капеллы России Валерий Полянский. –  Мне посчастливилось петь под его управлением и наблюдать его работу. И для меня, тогда еще 16-летнего, он открыл волшебство будущей профессии.

Через год я поступил к нему в класс. Атмосфера была особая. Учиться было сложно и… радостно. Правила были жесткими. Занимались много, кропотливо, вдумчиво. Самое сложное было сыграть партитуру. Разбиралось все скрупулезно: темпы, фразировка, динамика, ритм, идеальное звукоизвлечение, баланс голосов в аккорде, ансамблевая безукоризненность. Не имели права быть неподготовленными к занятию. Борис Иванович переживал, страдая почти физически, из-за фальшивых нот, несбалансированного аккорда, ненужных ритенуто в каденции и т.д. и т.д. Для него это было личной трагедией. Мог взорваться до крика.

Педагог от бога, Борис Иванович каждое занятие с нами превращал в импровизированную репетицию с хором. Занимался с каждым по-разному, раскрывая собственный потенциал студента. Репертуар класса был огромным, повторы в программах редки. Громадное внимание уделялось технике рук, они должны были быть “умными” и отображать всю музыкальную палитру. Т. е. нужно было абсолютно по-разному дирижировать Кшенека, Бартока, Шимановского, Стравинского, Дебюсси, Бриттена, Рахманинова и т.д. Он учил стилю. Считал самым главным воспитание интуиции и постоянно учил целостно мыслить. В классе на уроках кумиром был композитор, которого ты дирижируешь. Следовательно – полная самоотдача и влюбленность в его творчество.

У Бориса Ивановича огромное количество учеников. Вот только мои сокурсники и добрые знакомые (простите, если не всех назвал): Станислав Калинин, Миша Дмитриев – замечательный хормейстер, рано ушедший их жизни, Елена Лескова, Наталья Панова, Леонид Логинов, Александр Невзоров, Владимир Контарев, Андрей Заборонок, Галина Малокина, Марина Линник, Ольга Лапузо, Юлия Молчанова. Все это замечательные профессионалы, преданные своему делу музыканты.

В классе при мне работали блистательные пианисты-концертмейстеры во главе с Ниной Ивановной Куликовой: Наталья Полищук, Ольга Румшевич.

По инициативе Бориса Ивановича и при его участии в России впервые были изданы сборники и хрестоматия сочинений западноевропейских композиторов с оригинальными текстами. Многие сочинения впоследствии вошли в репертуар учебных и профессиональных коллективов, и они впервые были представлены в его классе, особенно музыка ХХ века.

Нам посчастливилось увидеть Бориса Ивановича, дирижирующего оркестром и хором. Это “Заповеди блаженства” Франка, “Рай и Пери” Шумана, неизгладимое впечатление осталось после его Реквиема Моцарта.

С уходом Бориса Ивановича завершилась целая эпоха преподавания хорового дирижирования. Он был человеком колоссальной эрудиции, научивший нас тяжелому хоровому мастерству, добиваясь музыкального совершенства. Он открыл для нас волшебный мир хора. Мы получили ответ на самый главный вопрос: как правильно воспитать хор как инструмент. Научило не только музыке, но и жизни, честности, трудолюбию, принципиальности, а самое главное – учил всегда идти до конца.

Смогли бы мы без него стать теми, кем стали?..»

«МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм