30 мировых премьер на 30-м международном фестивале новой музыки «Звуковые пути»

30 мировых премьер на 30-м международном фестивале новой музыки «Звуковые пути»
Союз композиторов Санкт-Петербурга и Творческая ассоциация ЗВУКОВЫЕ ПУТИ представляет ХХХ международный фестиваль новой музыки «Звуковые пути». Фестиваль состоится 18-25 ноября 2018 в Санкт-Петербурге. Художественный руководитель фестиваля – Александр Радвилович.

В афише 30-го фестиваля новой музыки «Звуковые пути» 30 мировых премьер. Другие цифры форума не перекликаются с юбилейной символикой, но и они свидетельствуют о его масштабных намерениях: 26 российских премьер, 76 опусов – от классиков ХХ века до консерваторских студентов. А еще 64 композитора и 17 точек на карте мира, объединенных «Звуковыми путями», – Россия, Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Израиль, Индонезия, Италия, Киргизия, Корея, Норвегия, Украина, Франция, Швейцария, Швеция, США.

18 ноября, Открытие фестиваля, Дворец Белосельских-Белозерских

Фестиваль открывается 18 ноября в зале дворца Белосельских-Белозерских симфоническим концертом. Государственный академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга под управлением Александра Титова исполнит фортепианный концерт датчанина Бента Сёренсена – лауреата престижной премии Гравемайера, «Музыку на уход души» Александра Радвиловича, симфонические сочинения молодых авторов – Баласагына Мусаева из Киргизии и Артура Вабеля из Петербурга и пьесу американца Чарльза Айвза «Звуковые пути», давшую 30 лет назад название фестивалю.

20 ноября, «Утопии и антиутопии», Малый зал филармонии

С 2001 года в афише «Звуковых путей» есть специальный проект. Одним из самых удачных в прошлые годы был проект «Утопии и антиутопии». Возвращение к этой теме сегодня обретает новое звучание: кроме уже известных петербургской публике опусов, на концерте 20 ноября в Малом зале филармонии имени Глинки ансамбль солистов Академического симфонического оркестра Филармонии под управлением Федора Леднева исполнит только что написанные произведения англичанина Кларка, москвича Каспарова и петербуржца Резетдинова.

22 ноября, «Гимн футуризму», Дом композиторов

Новый проект представит фестивальный ансамбль «Звуковые пути» – Гимн футуризму. Именно так называется написанная в 1917 году музыкальная пародия на адептов модернизма Цезаря Кюи, последнего представителя Могучей кучки.  Она прозвучит на концерте в Доме композиторов. Там же мы услышим и голос автора «Манифеста футуризму» итальянского поэта Маринетти в электронной обработке композитора Джузеппе Джулиано, а еще – восемь специально написанных для фестиваля новых сочинений авторов из России, Австрии, Германии и Украины.

24 ноября, Малый зал филармонии

25 ноября, Дом композиторов, закрытие фестиваля

Среди участников форума есть его давние друзья. Это Мориц Эрнст и Маркус Берцборн – фортепианный дуэт из Германии, подготовивший уникальную программу «Космос Штокхаузена». Это и замечательный Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), с которым «Звуковые пути» сотрудничает много лет. Есть и новые участники, среди них французский ансамбль Multiraterale. Москвичи и парижане сойдутся в концерте «МАСМ vs Multiraterale» 24 ноября в Малом зале филармонии. Оба коллектива выступят и в Доме композиторов – Multiraterale с сольной программой накануне, а МАСМ – в концерте-марафоне 25 ноября. Этот вечер, завершающий фестиваль, откроется блоком, напоминающим об окончании Первой мировой войны. Программа посвящена всем пострадавшим в ее сражениях музыкантам, но есть у сюжета и конкретный герой – австрийский пианист Пауль Витгенштейн, потерявший на войне правую руки, находившийся в 1914 в русском плену, а в 1930 выступавший с оркестром в Большом зале Ленинградской филармонии. Именно для него были созданы леворучные концерты Равеля, Прокофьева, Рих. Штрауса и многие другие. Семь новых фортепианных произведений для левой руки петербургских авторов – дань памяти событиям 100-летней давности.

А завершится концерт-марафон зрелищной программой французских артистов – перкуссиониста Тьерри Мирольо и танцовщицы Софи Жегу: их выступление сопровождается видео-инсталляцией Иоханнеса Биррингера – крупнейшего немецкого мастера видео-арта и теоретика модернистского театра, который, по его мнению, является лишь тем “как мы видим, что мы, возможно, готовы увидеть или что мы воображаем».

Увидеть, услышать и вообразить фестиваль «Звуковые пути» предлагает всем, кто неравнодушен к новому искусству.

ПРОГРАММА

Союз композиторов Санкт-Петербурга
Творческая ассоциация ЗВУКОВЫЕ ПУТИ

ХХХ международный фестиваль новой музыки
«Звуковые пути»
СПб, 18-25 ноября 2018 г.

18.11, воскресенье, Дворец Белосельских-Белозерских
Открытие фестиваля
Айвз – Звуковые пути № 1
Сёренсен – Mignon – Papillons, концерт для фортепиано и струнных **
Вабель – Libera nos de ore leonis *
Мусаев – Stellar *
Радвилович – Музыка на уход души *

Катрине Гислинге (фортепиано, Дания)
Государственный Академический симфонический оркестр Санкт-Петербурга
Дирижер – Александр Титов

19.11, понедельник,  Дом композиторов
Piano Forum I
Космос Штокхаузена
Штокхаузен – Klavierstück IX для фортепиано
Этвош – Kosmos для двух фортепиано **
Б.А.Циммерман – Monologe для двух фортепиано
Кагель – Metapiece (Mimetics) для двух фортепиано **
Эдгертон – Трэш для фортепиано **
Бхагвати – Music of Crossings для фортепиано *
Йетс – the great moon hoax для двух фортепиано **
Мадерна – Serenata per un Satellite для двух фортепиано
Штокхаузен – Intervall для фортепиано в четыре руки **

Моритц Эггерт, Маркус Берцборн (фортепиано, Германия)

20.11, вторник, Малый зал Филармонии
Утопии и антиутопии
Кларк – 2018-E для шести инструментов *
Каспаров – Идиллия параллельной реальности для ансамбля *
Резетдинов – “Каприччос”, гротеск сюита для ансамбля
по серии офортов Гойи для инструментального ансамбля и детского голоса *
Попов – Утопия для ансамбля
Радвилович – Большой Брат, антиутопия
для баритона, навидимого баса, двух чтецов, женского хора и ансамбля
Рома Притула (детский голос)
Егор Чубаков (баритон)
Чтецы: Ольга Ворсина, Сергей Чепурко
Ансамбль солистов АСО СПб Филармонии
Женский хор музыкального училища им. Римского-Корсакова
Дирижер – Федор Леднев

21.11, среда, Дом композиторов
Ансамбль {Instead}
Шелси – «Duo» для скрипки и виолончели
Куртаг – «Varga balint ligaturaja» для скрипки, виолончели и фортепиано
Фелдман – «Intermission VI», транскрипция для электрогитары и фортепиано.
Андре – «Iv 1» для фортепиано **
Гудачёв – Септет для ансамбля *
Зобнин – «Гирих» для трубы соло *
Лаврова – «Трэш» для саксофона, трубы и электрогитары *
Кухта – «Ушу» для флейты соло
Королев – «Реплика» для электрогитары
Абрамов – «Еще один восхитительный день» для шести исполнителей *

22.11, четверг, Дом композиторов         
Гимн футуризму
Кюи – Гимн футуризму для голоса и ансамбля (инструментальная версия А.Радвиловича)
Фиртич – «Озер спит» для сопрано и фортепиано на текст А.Крученых
Иготти – «Геометрия» для сопрано и ансамбля на слова Г.Шкурупия *
Друх – «Красный квадрат» или «Живописный реализм крестьянки в двух измерениях»
по картине К.Малевича. Инсталляция для скрипки, кларнета и фортепиано *                              Мокану – Madrigal. No verte для сопрано и ансамбля на стихи Х.Диего *
Карастоянова-Херментин – «loerr» для ансамбля *
Резетдинов – «Красный паровоз», футуристический этюд по картине Ш. Бортника
для ансамбля с использованием стихов В.Маяковского *
Джулиано – Rivoluzione culturale con leggera ironi,
тексты и голос Ф.Т.Маринетти в электронной обработке *
Крутик – «Томим» для мужского голоса и ансамбля на текст Д.Данилова *
Херферт – Футуристическая пьеса для меццо-сопрано и ансамбля *
на тексты Юна Тсюи и Шинкиши Такахаши
Слонимский – Мадригалы Козьмы Пруткова для тенора и фортепиано

Елена Иготти (сопрано),
Юми Кояма (меццо-сопрано, Япония)
Григорий Печкысев (чтец), Семен Заборин (фортепиано)
Ансамбль Звуковые пути
Дирижер – Георгий Албегов

23.11, пятница, Дом композиторов
Ансамбль Multirateral представляет
Бедросян – The Spider as an artist для виолончели
Радвилович – Spiegel для кларнета и скрипки
Леруа – Dense… Englouti для фортепиано
Шарино – Immagine Fenicia для фортепиано
– Morte Tamburo для флейты
Булез – Anthemes I для скрипки соло
Гризе – Charme для кларнета соло
– Talea для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано

Ансамбль Multirateral (Франция)

24.11, суббота Малый зал Филармонии
МАСМ vs Multiraterale

Шарино – Часы Бергсона для флейты соло
Бьянки – “De Rerum Natura” для флейты и скрипки
Ксенакис – Charisma для кларнета и виолончели
Баукхольт – Luftwurzeln для флейты, кларнета, скрипки и виолончели
Денисов – Соната для кларнета соло
Ромителли – Le Domeniche alla periferia dell’impero **
для басовой флейты кларнета, скрипки и виолончели
Робен – Fterà II для бас-кларнета, виолончели и фортепиано **
Леруа – Continuo(n)s для флейты, кларнета, скрипки, виолончели и фортепиано **

Московский ансамбль современной музыки
Ансамбль Multiraterale (Франция)
Художественный руководитель – Ян Робен
Дирижер – Лео Варински

25.11, воскресенье, Дом композиторов
ТРОЙНОЙ КОНЦЕРТ

  1. 00 Piano Forum II

Музыка для левой руки
К 100-летию окончания Первой мировой войны
Мажара – Бурлеска
Осколков – Танго **
Попов – Tempus fugit **
Сэверуд – Resurrection **
Александров – В разрушенном храме *
Лаурин – Nordic Light для левой руки **
Радвилович – «Витгенштейн», интермеццо для пианиста и малого барабана *

Иван Александров, Николай Мажара,
Сергей Осколков, Александр Попов

19.00
Крам – Метаморфозы для фортепиано**
Алексей Глазков

19.30
МАСМ  представляет
Губайдулина – “Танцовщик на канате” для скрипки и фортепиано
Черновин – “Ina” для бас-флейты и шести блок-флейт в записи
Исан Юн – “Монолог” для бас-кларнета **
Емельянцева – “Мираж” для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели **
Иванова – “Детские игры” для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели **

20.30
Ударные, электроника, танец, видео-арт
Феделе – Metal East-Journey для ударных **
Шуйа Ксу – Paysage d’hiver N°2 для ударных **
Ривас – Best Worse no farther для ударных **
Друх – Танец для маримбы соло по мотивам картины А. Матисса *
Гризе – Stèle для ударных и электроники **
Ксу Джи – Saveur для ударных *
Чагас – Сизиф для ударных, электроники, танцовщицы с демонстрацией фильма И. Биррингера **

Тьерри Мирольо (ударные)
Софи Жегу (танец) (Франция)

* – мировая премьера,
** – российская премьера