3 и 4 декабря в Театре Сац — премьера детской оперы Бриттена «Ноев Ковчег»

3 и 4 декабря в Театре Сац — премьера детской оперы Бриттена «Ноев Ковчег»

На Малой сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац 3 и 4 декабря — премьера детской оперы Бенджамина Бриттена «Ноев Ковчег». Либретто оперы, написанное самим композитором, основано на библейском сюжете. Перевод либретто выполнил Алексей Парин. Музыкальный руководитель и дирижер – Сергей Михеев. Режиссеры и художники-постановщики – лауреаты Национальной театральной премии «Золотая Маска» Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов. Художники по костюмам – Ольга и Елена Бекрицкие.

Творчество крупнейшего композитора-симфониста ХХ века Бенджамина Бриттена (1913—1976) связано не только с новым расцветом академической музыкальной традиции Великобритании, но и с возрождением жанра английской оперы. Бриттен стал автором крупнейших произведений оперного жанра и, будучи истинным новатором, создал тип камерной оперы.

«Моя заветная мечта — создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам… Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства».

К специально созданным для детской аудитории произведениям оперного жанра в наследии Бриттена принадлежат оперы «Маленький трубочист, или Давайте делать оперу» и «Ноев ковчег». Детская опера «Трубочист» представляет юным зрителям инструменты симфонического оркестра и принципы оперного искусства, подобно прокофьевской симфонической сказке«Петя и волк».

Опера «Ноев ковчег», созданная в 1958 году, принадлежит к немногочисленным музыкально-театральным воплощениям библейской темы для детей. Опера основана на знаменитой библейской притче из «Книги Бытия» о Великом потопе, о гибели и возрождении жизни на Земле.

Либретто базируется на текстах Честерского средневекового миракля XVI века по мотивам ветхозаветной истории о Ноевом ковчеге — средневекового жанра театрализованного представления, основанного на сюжетах из жизни святых или из Священного писания.

Как и во всех английских мираклях, библейские персонажи изображаются здесь как живые люди, близкие и понятные современникам. Ной мало отличается от английского горожанина XVI века, вынужденного терпеть сварливую жену… В то же время Ной выглядит опытным корабелом, со знанием дела прилаживающим бушприт, грот-мачту и снасти, чтобы «поднять паруса с отливом».

Бенджамин Бриттен предусмотрел участие детей в исполнении произведения. Взрослым певцам поручены роли Господа Бога, Ноя и его супруги, в то время как роли детей Ноя и роли животных рассчитаны на юных исполнителей.

Изначально опера предназначалась для исполнения в церкви или в духовных училищах и воскресных церковных школах. Премьера состоялась 18 июня 1958 года в церкви Орфорд (графство Суффолк) в рамках Альдебургского фестиваля. Очень быстро опера стала любимой детской постановкой в церквях.

Первой «светской» постановкой оперы можно считать её исполнение на телевидении 22 июня 1964 года, а премьера на радио последовала 30 ноября того же года. Сегодня «Ноев ковчег» Бриттена считается одним из ключевых произведений для детей в оперном жанре и ставится на сценах крупнейших театров мира.

Театр имени Наталии Сац предлагает свою версию оперного шедевра. К персонажам оперы добавлены Адам и Ева, Каин и Авель, стремящийся попасть в ковчег великан Ог…

Привлекая новых действующих лиц, режиссёры спектакля Мария Литвинова и Вячеслав Игнатов стремились подчеркнуть эпический характер оперы. «За время работы над спектаклем мы изучили огромное количество материалов о всемирном потопе», — рассказывают постановщики, — «Открытия, сделанные нами, нашли отражение в спектакле. У нас это рассказ не про веселый круиз с животными, как в некоторых современных интерпретациях для детей. Это история о тяжком труде, силе и сплоченности семьи, которой удалось пронести свет через гибель всего мира. Им удалось возродить мир заново. В нашем спектакле мы используем кукол, анимацию и элементы теневого театра на огромном экране, добавляем танцевальные эпизоды… У нас на сцене вообще будет много необычного, как и должно быть в детском спектакле».