25 марта 2018 — сто лет со дня смерти Клода Дебюсси

25 марта 2018 — сто лет со дня смерти Клода Дебюсси
Клод Дебюсси, 1908. Фото Феликс Надар
Сто лет назад, 25 марта 1918 года в Париже скончался французский композитор Ашиль Клод Дебюсси (1862—1918).

Ведущий представитель музыкального импрессионизма неоднократно дирижировал своими произведениями в России. В 1913 году он сочинил музыку к балету «Игры», поставленном труппой «Русских сезонов» Дягилева в Париже и Лондоне.

«Русская музыкальная газета» Николая Федоровича Финдейзена в одном из своих последних номеров 1918 года опубликовала краткий некролог на кончину Клода Дебюсси. Через несколько месяцев «Русская музыкальная газета» также прекратила свое существование.

НЕКРОЛОГИ. ДЕБЮССИ

Русская музыкальная газета, № 7-8, 1918

Дебюсси, Клод – высокодаровитый композитор, один из наиболее крупных представителей новой французской школы, скончался около 15 (28) марта в Париже. Точную дату его смерти, покуда, установить трудно – в эпоху мирового пожара известия даже о выдающихся событиях – и к ним нужно причислить и преждевременную кончину этого своеобразного художника, – доходят к нам, разобщенным с Западом, с исполючительным запозданием. Из всех музыкантов «молодой Франции» Дебюсси наиболее интересовал и привлекал русскую публику: его композиции (оркестровые «ноктюрны», La Mer, рапсодия, преолюдия к «Мученичеству св. Себастьяна» и др.) постоянно исполнялись в концертах А. Зилоти и др.; его опера «Пелеас и Мелисанда» была поставлен в «Музык. драме». Он был признанным главой школы музыкального импрессионизма в симфонической музыке; в драматической – очень тонким психологом. Его поиски новых средств музыкального выражения роднят его с нашим Мусоргским, влияние которого на себя признавал сам покойный художник.

Дебюсси родился 22 августа 1862 года в St. Germaine n Laye; в 1884 окончил (с «римской премией») парижскую консерваторию, под руководством теоретиков Гюро и Дюрана. Он обратил на себя внимание кантатой L’enfant prodige, следующее крупное произведение, присланное им из Италии – La Demuiselle elue – не было одобрено французской академией. Но Дебюсси все-таки пошел своей дорогой, оставив прежние, проторенные современниками Массне, который в эпоху юности Дебюсси (как затем и Вагнер) также оказывал на него известное влияние. РМГ, при исполнении произведений Дебюсси в концертах, посвящала им не мало страниц, не говоря о музыкальной характеристике его (в № 5 за 1913 г.) и разбора его крупнейшего произведения – музыкальной драмы «Пелеас и Мелисанда». (РМГ, 1916 г., №№ 1 и 2).

Недостаток места лишает нас возможности посвятить выдающимся усопшим музыкантам более обстоятельные некрологические очерки. (О.В,)