23 мая в Санкт-Петербургском Доме композиторов — российская премьера «Альпийского реквиема» Александра Радвиловича

23 мая в Санкт-Петербургском Доме композиторов — российская премьера «Альпийского реквиема» Александра Радвиловича

В ноябре 1917 в долине реки Изонцо в Альпах австрийская армия в двенадцатый раз попыталась прорвать оборонительную полосу итальянской армии. В ход пошло новое оружие – изобретение Первой Мировой войны – «газометы». Позднее Империалистическую войну назовут также «войной химиков». Применение летальных газов было запрещено Гаагской конвенцией еще с 1899 года, но это не помешает использовать химическое оружие ни до, ни после «атаки у Изонцо».  Сотни итальянских солдат погибли на месте. Некоторые из них были в противогазах, но это не помогло.  После беззвучной газовой атаки последовал мощнейший артиллерийский обстрел, в котором приняла участие гигантская гаубица, которую обслуживали свыше 600 австрийских артиллеристов. Общие потери итальянцев в этой операции составили 8000 человек.

Последний император Австро-Венгрии Карл торжественно наградил после боя своих офицеров за победу в сражении, однако уже через год война закончится поражением, а империя развалится.

Сочинение написано к столетию со дня трагических событий в Альпах. Но и музыка «Альпийского реквиема», и литургический текст латинской заупокойной службы, фрагментарно использованный автором, звучит в память не только о жертвах «Битвы при Изонцо», но и напоминанием о бессмысленности любых войн, в которых и сегодня, вопреки конвенциям и здравому смыслу, используется химическое оружие.

Состав музыкантов «Альпийского реквиема» довольно необычен. Нет привычного хора, солистов-вокалистов и оркестра. Вместо них публика услышит усиленный вокальный квартет, фортепиано и множество ударных инструментов. Слушателей ждет немало сюрпризов. Музыканты принимают активное участие в сценическом действии, а в точке золотого сечения, в кульминации появится актер в императорском одеянии и, как «князь тьмы», наградит своих «слуг» – музыкантов.