15 октября в 15:00 в музее музыкальной культуры им. Глинки — вернисаж выставки «Окно в мир можно закрыть газетой» к 25-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение»

15 октября в 15:00 в музее музыкальной культуры им. Глинки — вернисаж выставки «Окно в мир можно закрыть газетой» к 25-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение»

Юбилейная выставка к 25-летию национальной газеты «Музыкальное обозрение» Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки 8 – 15 октября 2014 года.

Впервые в истории музыкальной культуры России, впервые в истории музейного дела и выставочной деятельности в России, объектом специализированной выставки становится средство массовой информации, газета, посвященная классической и современной академической музыке.

.

Афоризм польского писателя, поэта, философа ХХ века Станислава Ежи Леца мы взяли в качестве названия выставки. И относимся к этому, безусловно, и с иронией, и всерьез.

Конечно, наивно думать, что «окно в  мир можно закрыть газетой». Но, в то же время, мы создаем в газете некий образ реальности музыкального мира России рубежа XX – XXI веков. И выставка — отражение этой реальности.

С одной стороны, на ней представлены почти все художественные проекты (в мини-вариантах, тех или иных версиях), осуществленные газетой за 25 лет.

С другой стороны, мы смотрим на всю свою деятельность,  как на создание единого целостного проекта.

Каждый свой проект мы преподносим,  как отдельный художественный объект, будь то сама газета, отдельный номер с его драматургией, текст, полоса, первая полоса, статья, заметка и т.д. Фрагменты истории редакции: документы, фотографии…

Но главное в том, что мы стремимся во всем к целостности, к созданию целостной картины мира. Возможно, это иллюзии, но мы заявляем целостность как мышление. Как строительный материал нашего издания.

Но целостность — это не замкнутость или отгороженность. Открытость и разомкнутость — тоже часть целостности.

Итак, все, что мы делаем, мы стараемся сделать художественным объектом. Кто-то возразит: это абсурд. Суть газеты не в художественности, а в достоверности. Но есть ли достоверность вообще? Особенно сегодня, когда любая новость живет мгновение и мгновенно же опровергается, оказываясь фэйком. Когда информационную повестку дня определяют политики,  власть,  кукловоды, олигархи. Когда вся жизнь представляется как некий объект, проект, фэйк политиков, власти, олигархов, Когда на службу к ним призываются художники, пиарщики, таланты и обыватели, маргиналы, тинейджеры,  старики, рекламные кампании, писатели и журналисты, лгуны и правдолюбы…

Мы лишь стараемся приблизиться к объективности, и этот вектор присутствует во всей нашей деятельности.

Наша деятельность совершается на перекрестье горизонталей и вертикалей, в центре символического креста. Именно из этого перекрестья мы прочерчиваем свои векторы, устремляем свое внимание и духовное зрение по всем направлениям: в историю, современность, будущее. Путь эволюции, начало которого — не в сегодняшнем дне и не в небытии. Попытка «услышать будущего зов», уловить дыхание завтра.

Выставки  стали естественным продолжением эстетики первой полосы газеты. Коллажи, фотографии. Это с одной стороны. С другой  – объекты, пространственные композиции, инсталляции, перформансы, видео-арт – стали еще одним направлением в нашей художественно-выставочной деятельности.

Наши выставочные проекты уже побывали  в десятках городов России. Мы выпустили два альбома, впереди – еще два.

Юбилейный выставочный проект вызван к жизни пространством фойе Концертного зала имени П.И.Чайковского, где,  мы считали важным, захватить нашего слушателя и гостей пространством газеты отсюда и родились – люди-газеты. Газета – Ленд, стол Критика – ненаписанная рецензия, С листа.

К юбилею Мы выпустили и первый том библиотеки газеты «Конкурс Чайковского» и Альбом «INSTRUMENTARIUM».

ЗОЛОТАЯ ГАЗЕТА

В центре — «Золотой экземпляр» газеты «Музыкальное обозрение».
Вокруг — восемь номеров газеты «Музыкальное обозрение» разных лет.
В т.ч. самый первый, 1989 года, и последний, 370-й, юбилейный, 2014 года.
Золото — символ вечности, блеска, мудрости и знания, энергии огня,
небесный свет, мужское божество, символ любви и верности.
Дары волхвов Иисусу: ладан, смирна и золото.
Золотое яблоко, золотая звезда,  золотое правило,  золотое сечение,
золотая середина, золотой диск, золотые слова….

НЕНАПИСАННАЯ  РЕЦЕНЗИЯ

Мир музыкального журналиста. Критика. Редактора
Остановленное время: маски, инструменты, часы, энциклопедия, деньги,
руки, слух, рука Бога, законсервированная музыка, алфавит, памятники,
интриги и марионетки, битвы  текстов, мыслей, позиций,
интриги и заговоры, шахматы жизни…
Среди слов, масок, тишины,
в ожидании духа и вдохновения.
Памятник критику —  на пьедестале из 140 пачек газет.

ЧЕЛОВЕК-ГАЗЕТА

Прочитать человека так же невозможно, как и описать мир.
Три женщины и пятеро мужчин.
Стремительно идущий, строго стоящий, быстро бегущий,
терпеливо ждущий, напряжено сидящий…
Мечтательная,  скромная,  вызывающая…
Люди с планеты «газета».

СТЕНА – ГАЗЕТА

Преграда и  вознесение. Порог. Между внешним и внутренним.
Между живым и мертвым. Что за ней?
Стена — символ стойкости и постоянства,
незыблемости и неприступности, защиты и опоры.
«Как за каменной стеной»
Стена позора.
Стена памяти.
Ограничение,  непреодолимая преграда и разделение.
«Стена отчуждения», «Стена непонимания», «Отгородиться стеной».
Стена Плача. В течение многих веков является символом веры и надежды
многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв…
Великая Китайская стена построена в конце III века до н.э.
В 1961 году возведена Берлинская стена.
Разрушена в 1989 году в год рождения газеты «Музыкальное обозрение».
Разрушение как воссоединение.
Корейская стена, отделяющая Южную Корею страны от Северной.
Кремлевская стена — в Москве.

МИР «МО»
М2О5

«МО» везде: в горах, в цифрах, в буквах.
На скамейках, в руках, в словах, в осени, в гаджетах, в монетах.
В балете, в небе, на земле.
Глобальный ФЛЕШМОБ: «Музыкальное обозрение»
Летят самолеты, плывут пароходы, идут поезда,
Работают гаджеты, танцуют балерины,  падают осенние листья, стынет чашечка утреннего кофе.
Послание не слышащим.
В горах, под ногами, в домах, звучит и сияет,
в городах и по всей огромной стране….

РАБОТЫ ИЗ ПРОЕКТОВ

Первый выставочный проект газеты «Территория музыки. Inventions – I». Коллажи Андрея Устинова.

Первые полосы газеты 1994–2004.
Первый выставочный проект газеты, исколесивший с 1998 года множество городов: Магнитогорск, Сургут, Вологда,
Краснодар, Иваново, Петербург, Волгоград, Уфа, Самара, Магадан, Петропавловск, Владивосток, Костомукша, Ханты-Мансийск, Саратов и др.
Несколько коллажей (29) напечатаны в Альбоме Андрей Устинов «Территория музыки.  Inventions – II». (2008)

Инсталляции, перформансы, видео-арт.

Это второй крупный выставочный проект Андрея Устинова и Саратовского театра оперы и балета.

Третий выставочный проект газеты

«Instrumentarium».  Альбом фотографий Андрея Устинова (2014)

Первые полосы газеты 2007–2014.
Большинство фотографий сделаны на Musikmesse,
на фабрике фортепиано,  в концертном закулисье
и были представлены на первых полосах газеты (2007–2014)
Клавиши, струны, флейты, кларнеты, литавры, трубы, тромбоны,
в своем блистательном гордом великолепии, без человека,
отгородившись от него.
Мир музыкальных инструментов, жесткий, холодный, загадочный, неприступный и закрытый.
Государство, словарь которого стоит библиотеки языков.
Беззвучно звучащий — Instrumentarium.

ЖИВОЕ ВРЕМЯ

Метроном, отстукивающий пульс времени, среди дышащих осенней спелостью яблок.
Адам и Ева, ослушавшись воли Бога,  вкусили запретный плод – ЯБЛОКО,
с Древа познания добра и зла.
Яблоко раздора  выражение «яблоко раздора» стало синонимом незначительной вещи или события, которое может привести к масштабным, непредсказуемым, разрушительным последствиям. В славянской мифологии яблоко выступало символом плодородия, здоровья, любви, красоты; являлось эмблемой брачного союза, здорового потомства.
По легенде, Закон всемирного тяготения был открыт Ньютоном, наблюдавшим, как в саду падают яблоки.
Вечное время.  Время вечности. Время прислушаться.
Войти в ритм и услышать свое время.

Метроно́м (греч. μέτρον — мера, νόμος — закон) — прибор,
отмечающий короткие промежутки времени равномерными ударами.
Используется музыкантами как точный ориентир темпа при исполнении музыкального произведения на репетиции.
Обычно метроном состоит из деревянного корпуса пирамидальной формы, одна из граней которого срезана; на этом срезе находится маятник с грузиком. Позиция грузика влияет на частоту ударов метронома: чем выше грузик, тем реже удары, и, соответственно, чем грузик ниже, тем удары чаще. За маятником расположена шкала, по которой устанавливается частота ударов.

Изобретатель Метронома – МЕЛЬЦЕЛЬ (Malzel) Иоганн Непомук (1772-1838) – немецкий механик пианист педагог механик. С 1792 жил в Вене.

В 1808 году получил должность придворного механика.
Дружил с Бетховеном, для которого сконструировал слуховую трубку.

В 1807 году представил публике «пангармоникон» — механический орган наподобие шарманки с цилиндрическими валиками, который имитировал звучание всех инструментов военного оркестра, действуя при помощи мехов. Пангармоникон механически воспроизводил несколько популярных произведений, нанесенных изобретателем на валики: увертюру из оперы «Лодоиска» Луиджи Керубини, фрагменты «Военной симфонии» Йозефа Гайдна и ораторий.
Для изобретённого Мельцелем пангармоникона Керубини сочинил музыкальное произведение «Эхо», Бетховен — произведение «Битва Веллингтона при Виттории», Мошелес — несколько маршей.

В 1812 году сконструировал один из вариантов метронома (патент на который он получил в Париже в 1816 году) — в виде молоточка, отбивающего удары о деревянную наковальню. Мельцель развивал идею музыкального хронометра Штекеля описание которого было помещено в 1796 году в «Journal Deutschland». Кроме того, Мельцель пользовался советами механика Дитриха Николауса Винкеля, сконструировавшего свой вариант метронома в 1812 году в Амстердаме. Ознакомившись в 1812 году с конструкцией Мельцеля, Бетховен написал вокальный канон «Та-та-та» (тему которого использовал во 2-й части 8-й симф.)., исполненный впервые на дружеской вечеринке в честь Мельцеля.

В 1813 году Мельцель конструирует панораму, изображающую пожар Москвы. Музыкальным сопровождением панорамы должна была стать написанная Бетховеном для пангармоникона «Битва при Виттории» (весь план пьесы и характер изложения музыкального материала были придуманы Мельцелем). Мельцель планировал представить всю конструкцию в Лондоне. Чтобы собрать денег на поездку, он предложил композитору исполнить «Битву» для венской публики в виде обычной симфонической пьесы. В декабре 1813 года симфоническая версия «Битвы» была в огромным успехом исполнена под управлением Бетховена (в исполнении принимали участие Антонио Сальери, Иоганн Непомук Гуммель, Джакомо Мейербер и сам Мельцель).

Мельцель усовершенствовал шахматный автомат Вольфганга фон Кемпелена, с которым несколько раз выступал публично. Разоблачению мнимого шахматного аппарата посвящена статья Эдгара По «Шахматный аппарат доктора Мельцеля».

В 1825 году Мельцель эмигрировал в Америку.

С ЛИСТА

Чистые листы белой бумаги, разной формы,  разных размеров,
на разных местах,  на разной высоте.
Пустота белой бумаги в границах формы и места.
Ожидание начала, предвкушение.
Неизвестность.
Вызов.
Невинность, непорочность.
Белые ангелы — предвестники начала.
Рождение из чистоты белого света.
Останавливает, заставляя вслушаться
и вглядеться в себя  в неизвестности…

Сначала был белый, чистый лист….

В музыке – исполнить с листа, сыграть на инструменте или спеть незнакомый впервые увиденный нотный текст…

ГАЗЕТА – ЛЭНД

ОКЕАН  – ГАЗЕТА

Первоначальные воды, хаос, бесформенность, , бесконечное движение.
Это источник всякой жизни, заключающий в себе все потенции,
сумма всех возможностей, непостижимое,
море жизни, которое предстоит пересечь.
Манящая зовущая и пугающая неизвестность.
Сила преодоления. Смелость и страх.
Неистовая стихия смывающая острова и города.
Шторм. Штиль
Глубина. Необозримость.

ГЛОБУС – ГАЗЕТА

Целостность, глобальность, бесконечность, вечность мира.
Времени жизни и бессмертие.
«Мировая душа», «идея» Земли.
Часть вселенной у нас на столе.
Путешествие вокруг света.
А она круглая…
И летит по просторам вселенной
А мы на ней вообще не видны
Но свое место мы ищем и на нем
Изобретатель глобуса, географ и путешественник Мартин Бехайм
назвал его «Земным яблоком».

ДОМ

Вселенная, космос.
Род, тело, храм.
Женское начало, материнское лоно.
Обжитое человеком пространство.
Место рождения и возвращение.
Безопасность,постоянство,
Твердыня, жилище, убежище, замкнутость и защита
Центр мира,
За его порогом – мир.
Дом молитвы.
Дом мудрости.

КОРАБЛЬ – ГАЗЕТА

Корабль сливается с перевозимым «объектом» — светилами, телом человека или другим физическим телом. Корабль сливается с океаном. Океаном-газетой.
«Парусник человеческой жизни» —
Символ путешествия
пересекая границы,  достигнуть  иных миров
Переправа, пересечение.
Бессмертие, смерть, воскресение из мертвых.
Жизнь человека, судьба, жизненный путь.
Мысль, знание.
Приключение, экспедиция, выход в открытое море жизни.
Конечность пути, достижение цели.
«Правитель — это лодка, народ — это вода. Вода несет лодку, но вода может и опрокинуть ее» (Сюнь-цзы, III в. до н. э.)
Йога уподобляет лодке человеческое тело,
в котором душе предназначено
пересечь океан бытия.
«…лодка… чтобы переправить человечество к счастью…» (Ригведа)
Библия / Ветхий Завет Притчи 31: 14
«…Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю:
пути орла на небе,  пути змеи на скале, пути корабля среди моря
и пути мужчины к девице».

Корабль в раннехристианской живописи римских катакомб.
Мачта обычно имеет форму креста  и может быть увенчана голубем.
Иногда корабль может покоиться на спине рыбы — раннего символа Христа.
Ноев ковчег (ковчег спасения),  безопасно плавающий в бездне потопа,
Символика плывущего корабля воплощена в архитектуре храма, представляющего собойобраз устремленного к небесной цели судна. «Неф» (лат. navis — «корабль»). Мачта «церковного корабля» — колокольня, штурвал — контрфорс, крест мачта, и якорь надежды, парус — Любовь и Святой Дух, заполняющие помещение.

В лодке находятся Свв. Петр и Андрей, призываемые Христом;

в лодке находятся ученики Христа.

Корабль и ковчег —   суда сокровенного знания  и откровения о грядущем.

Будда изображается японскими художниками в окружении напоминающего лодку ореола – напоминание о его роли перевозчика, чье сострадание несёт верующих по океану страдания.
В христианской традиции — лодка для преодоления опасностей мира и шторма страстей.

РЕДАКЦИЯ ГАЗЕТЫ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБОЗРЕНИЕ»:
1991, 1997, 1998, 2000-е… И СЕГОДНЯ
Редакция газеты «Музыкальное обозрение».
Фотосессия 8 июля 2014 года
На стене – редакция в жизни и в работе
…  художественный объект

Петр Меркурьев (1943-2010), сын Василия Меркурьева,
внук Всеволода Мейерхольда,
один из основателей  газеты «Музыкальное обозрение».
Музыковед, актер, общественный деятель.
В газете работал с 1990 по 2010 годы

Борис Диментман (1929–2014) – один из основателей газеты.
Лингвист, педагог, директор школы, председатель Комиссии по музыкально-эстетическому воспитанию детей, ответственный секретарь Союза композиторов СССР. В газете работал с 1992 по 2012 годы

Тихон Хренников (1913–2007) — композитор, общественный деятель, Первый секретарь Союза композиторов СССР (1948 – 1991), основатель газеты в далеком 1989 году.

Куратор и автор выставки Андрей УСТИНОВ

Над проектами работали:

Андрей Устинов
Екатерина Василева
Сергей Гутник
Ксения Новосельцева
Анастасия Чурсина
Артем Золотарев

При участии:

Полины Любаровой
Марии Битковой
Павла Райгородского

Благодарим за поддержку:

Михаила Брызгалова
Симфонический оркестр Московской государственной академической филармонии (директор Владимир Спиридонов)
Центральную музыкальную школу (директор Владимир Овчинников)
Кирилла Алексеева
Екатерину Ширинкину
Алексея Колосова