135 лет со дня рождения Марка Шагала

135 лет со дня рождения Марка Шагала
Марк Шагал работает над оформлением плафона для потолка Парижской Оперы

7 июля (по другим сведениям, 6-го) – 135 лет со дня рождения Марка Захаровича Шагала (1887-1985), одного из ключевых представителей художественного авангарда ХХ века. Наряду с графикой и живописью он занимался сценографией, писал стихи на идише. Еще одной важной категорией в творчестве Шагала является музыка: обладая синестетическим восприятием, художник «слышал» в красках звуки, а в словах «видел» пластическое выражение.

Став в 1920 главным художником Еврейского камерного театра, создал ряд панно. Центральное из них – «Музыка» – изображает зеленокожего, одетого в национальную одежду скрипача, парящего над родными художнику витебскими улицами и исполняющего клезмерскую мелодию. Скрипач, который одновременно играет и молится – важнейший персонаж шагаловской живописи.

В 1966 Марк Шагал создал диптих из двух панно для Метрополитен-оперы в Нью-Йорке – «Источники музыки» и «Триумф музыки». Майя Плисецкая в мемуарах описывает свое впечатление от «Триумфа музыки», увиденного ею в 1968:

«Тороплюсь на репетицию. Но на площади у фонтанов останавливаюсь как вкопанная. Задираю голову. Высоченное панно Шагала. Смотрю на левое, красно-оранжевое. Летящий солнечный ангел с трубою, васильковый Иван-царевич, музицирующий на зеленой виолончели, райские птицы, двуглавое существо с мандолиною у лошадиного подбородка, глянцевая скрипка со смычком на синюшном искрящемся дереве… А в самой середине – полненькая грудастая танцовщица с распущенными рыжими волосами, с усердием держащая ноги по первой позиции. Вся напряглась, скривилась, того гляди – свалится… В верхнем углу, слева, – пестрая стайка балерин. С тугими ляжками, осиными талиями, в различных позах: кто прыгает, кто замер, кто на пальцы встал, кто руки сладким венчиком сложил, кто с худосочным партнером к турам изготовился… А одна, уж точно – я, бедро выгнула, накренилась, натянулась как струна, руки забросила за заплечья, ноги по второй позиции. Что-то такое я и взаправду изображала Шагалу под концерт Мендельсона. Ухватил Марк Захарович сей момент…» (Из книги «Я, Майя Плисецкая»; М.: Новости, 1994)

Ранее, в 1963, Шагал по заказу властей Франции приступил к обновлению плафона театрального зала парижской Гранд Опера, который украшала историческая живопись Жюля Эжена Леневе – эта роспись, созданная в 1869-1871, полностью сливалась с архитектурой Шарля Гарнье. Новая потолочная живопись должна была придать многожанровую музыкальную атмосферу и современное дыхание старомодно-роскошному залу.

Площадь плафона – 220 квадратных метров. Работа была сделана за год. Всю роспись художник выполнил сам, разделив плафон на 5 секторов, каждый из которых посвящен знаменитым операм и балетам: в синем секторе – «Борис Годунов» Мусоргского и «Волшебная флейта» Моцарта, в красном – «Жар-птица» Стравинского и «Дафнис и Хлоя» Равеля, в зеленом – «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера, в желтом – «Лебединое озеро» Чайковского и «Жизель» Адана, в белом – «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси. В центральном круге купола, вокруг люстры, изображены «Кармен» Бизе, «Фиделио» Бетховена, «Орфей» Глюка.

Расписанный плафон был торжественно представлен зрителям 23 сентября 1964. На открытии присутствовали более 2000 человек. Министр культуры Франции Андре Мальро позже сказал: «Какие еще из живущих ныне художников могли бы расписать потолок Парижской оперы так, как это сделал Шагал?.. Он прежде всего один из величайших колористов нашего времени».

Сам же Шагал описывал свою работу так: «Я хотел изобразить, словно в зеркале, висящем высоко над головой, букет мечтаний, творения артистов, композиторов, которые перекликаются с многоцветной суетой публики далеко внизу. Я хотел петь как птица, без теории, без метода».

Екатерина РОМАНОВА, «МО»

«Музыкальное обозрение» в социальных сетях

ВКонтакте    Телеграм